Хэйан

          - с 794 г. столица Японии, с названием которой связан период в истории после «реформ Тайка». Наделы чиновников постепенно превращаются в самостоятельные территориальные единицы - сёэн, что до некоторой степени способствовало децентрализации власти и усилению взаимных претензий глав крупнейших кланов. В то же время крестьяне оказались под двойным гнетом налогов, попытки чиновников-аристократов прикрепить их к земле встречали сопротивление. IX - XI вв. в Японии отмечены народными движениями и восстаниями.
         Продолжает укреплять свои позиции буддизм, все больше переходивший из области духовной культуры в область политики. Хэйанский буддизм связан с именами двух монахов - Сайтё (Тэнгё-дайси) и Кукай (Кобо-дайси). Первый стал основателем секты Тэндай, второй - секты Сингон. Борьба за сферы влияния между адептами обеих сект иногда перерастала в вооруженные столкновения, столь серьезные, что их приходилось подавлять с помощью самурайских дружин. Кроме того, с VII в. существовала традиция, согласно которой император в зрелом возрасте уходил в монастырь, оставляя трон своему малолетнему преемнику. Такое положение вещей удовлетворяло клановую аристократию, в том числе Фудзивара, являвшихся фактическими регентами при юном императоре. Однако экс-император, находясь в монастыре, нередко влиял на государственную политику, пользуясь именно своим «третейским» положением, не ограниченным клановыми рамками. В целом тенденции, наметившиеся в период Хэйан, определили переход Японии к новым формам власти - сёгунату.

 

(Источник: Культура классической Японии. С. Б. Рыбалко, А. Ю. Корнев, 2002)
 

 

 

Ссылка на эту страницу:

 

 

Rambler's Top100

 

Культура и быт народов 2009-2010. .