Тэнгу- букв.: небесная собака. Персонаж, занимавший видное место в народных верованиях японцев, очевидно, китайского происхождения. В «Исторических записках» (Шицзи) Сыма Цяня (145? - 86 гг. до н.э.) используется для обозначения метеорита; в книге «Шань хой цзин» («Каталог гор и морей») тэнгу представляются в виде фантастического животного. В Японии тэнгу впервые упоминается в «Нихон-сёки» («Анналы Японии»), где переводится с китайского на японский как «небесная лисица». В дальнейшем облик и свойства тэнгу изменялись под влиянием различных религий, и в первую очередь буддизма.В период Токугава тэнгу воспринимались как духи, обитающие глубоко в горах и способные перевоплощаться. Нередко они принимали облик монахов - ямабуси, но более всего распространены два варианта изображения тэнгу: в виде птицы или человекообразного существа с крыльями и большим клювом и в виде краснолицего монстра с длинным носом. Первый вариант, так называемый норосу-тэнгу, или тэнгу-ворон, по-видимому, связан с древним японским поверьем о том, что души умерших воплощаются в птиц, обитающих на священных горах. В нэцкэ норосу-тэнгу чаще всего изображался вылупляющимся из яйца. Наибольшее распространение в искусстве периода Токугава получили изображения длинноносого тэнгу. По преданию, первым изобразил тэнгу именно в таком виде Кано Мотонобу (1476 - 1559) во время ритуального всенощного бдения на горе Курояма, где, как считалось, находилась резиденция Содзёбо, одного из так называемых Дайтэнгу (Великих тэнгу).
Ссылка на эту страницу:
|
Культура и быт народов 2009-2010. .