Киноискусство Мексики

 

>> след. >>

     Киноискусство Мексики
     
     Л. В. Ростоцкая
     "Культура Мексики", 1980

     
     
     Как известно, последние десятилетия ознаменовались бурным ростом кинопроизводства в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Есть все основания утверждать, что для современного мирового кинематографа характерно определенное смещение географических акцентов. Ставшие уже традиционными Ташкентские кинофестивали демонстрируют все более возрастающие социальную зрелость и художественный уровень лент, снятых в развивающихся странах представителями национальных киношкол. Выход на мировую арену не известных ранее кинематографий вызвал интерес к истории их становления, к проблеме влияния одной школы на другую и т. п. Современные исследователи кино понимают, что построить принципиальную схему развития мирового кинематографа возможно, лишь учитывая процесс становления его в мировом масштабе, а не только в Европе и США. Это прекрасно понимал Ж. Садуль, пытавшийся преодолеть в своих работах европоцентристские тенденции, характерные для многих других исследователей. Развернутую панораму истории мирового кино дал известный польский киновед Е. Теплиц. Однако неизученность (иногда полная) многих национальных кинематографий затрудняла и по сей день затрудняет построение общей картины, поэтому исследование развития кинопроизводства в отдельных странах и регионах является весьма актуальным.
     В этом плане несомненный интерес представляет кинопроизводство в странах Латинской Америки, в частности в Аргентине, Мексике и Бразилии. Раскрытие особенностей становления кино на Латиноамериканском континенте поможет понять сущность и генезис своеобразного возрождения этого вида искусства, наблюдаемого в последние годы в странах Латинской Америки.
     До относительно недавнего времени из Латинской Америки, главным образом из Мексики и Аргентины, на экраны Европы попадали большей частью музыкальные или мелодраматические фильмы. Изредка (в частности, в Советском Союзе) шли фильмы видного мексиканского режиссера 30—40-х годов Эмилио Фернандеса, например, фильм «Мария Канделярия», получивший премию на Каннском кинофестивале в 1946 г. Но в общем, как справедливо отмечала советский исследователь Л. М. Меламед, латиноамериканские фильмы «имели для зрителя неизменный привкус экзотики».
     Тем не менее кинопромышленность таких стран, как Мексика и Аргентина, имеет долгую историю, восходящую к концу XIX в., и вполне сложившиеся традиции, о чем почти не было известно в Европе. В подавляющем большинстве работ, специально рассматривавших ранние этапы истории мирового кино, о латиноамериканских странах практически ничего не говорится.
     В настоящей статье делается попытка проанализировать развитие мексиканского кинематографа за 70 лет его существования в стране.
     Как уже было сказано, мексиканская кинематография считается одной из самых развитых в Латинской Америке. Ее зарождение по времени почти совпадает с появлением кинематографа во Франции, Италии, Англии, США. Менее чем через год после того, как в декабре 1895 г. Луи Люмьер устроил на бульваре Капуцинов в Париже просмотр своих первых фильмов, аналогичное событие произошло и в столице Мексики. Незадолго до этого мексиканец Сальвадор Тоскано Барраган, инженер по образованию, выписал из Лиона киноаппарат по типу люмьеровского с прилагающимися к нему шестью фильмами длительностью в одну минуту каждый. Этот аппарат, так называемый синематограф Люмьера, который можно было использовать и как проекционный, и как съемочный одновременно, называли по-разному, одни — «чудом», другие — «дьявольщиной», третьи — «движущимися картинками».
     Тоскано Барраган был не только организатором первых просмотров фильмов в Мексике, но и первым мексиканским кинорежиссером. Сюжетами его коротеньких кинолент стали визиты государственных деятелей, религиозные церемонии, незамысловатые комедийные сценки. В 1898 г. он снимает художественный фильм (длиной в один ролик) «Дон Хуан Тенорьо», взяв за основу театральную постановку пьесы испанского драматурга Хосе Соррильи. Но в основном в первое десятилетие развития кино в Мексике Тоскано Барраган и его последователи, в большинстве своем фотографы, — Хулио Ламадрид, братья Сальвадор, Гильермо и Эдуардо Альба и другие — создают исключительно документальные ленты. Из отснятого Тоскано хроникального материала его дочь монтирует в 1950 г. фильм «Воспоминания одного мексиканца». В 1906 г. появляется фильм неизвестного автора «Эль Сан Лунес дель Валедор» — еще одна робкая попытка сделать художественный фильм, а в 1910 г. актер Фелипе де Хесус Аро снимает «Крик скорби». Эта работа, посвященная борьбе за независимость Мексики, считается первым полнометражным художественным фильмом, снятым в стране.
     1916 год отмечен созданием первой кинокомпании «Мехико лус», для которой Хесус Аро делает фильм «Роковая гордость», положивший начало мелодраме — излюбленному жанру мексиканского кинематографа. В последующие годы в Мексике создается целый ряд частных кинокомпаний: «Ацтека-фильм», «Бандера-фильм», «Фильм колониаль» и др. Мануэль Бандера, преподаватель театрального искусства в Национальной консерватории, основывает Школу кинематографического искусства и добивается учреждения кафедр искусства мимики и практической подготовки киноработников при консерватории.
     

>> след. >>

 

 

(c) Культура и быт народов 2009-2014. (10v)

media56.ru

parkandfly.ru