Города-государства доколумбовой Мексики

 

>> след. >>

     Города-государства доколумбовой Мексики
     
     В. И. Гуляев
     "Культура Мексики", 1980

     
     У истоков истории
     
     
     К тому времени, когда испанские корабли появились у побережья Нового Света, весь этот огромный континент, включая острова Вест-Индии, был населен множеством индейских племен и народов, находившихся на самых разных уровнях развития. Большинство их были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами. Лишь в двух областях Америки (в Мезоамерике и Перу) испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации. В 1492 г. здесь жило 2/3 всего населения континента, хотя по территории они составляли только 6,2% общей его площади. Мезоамерика — особая культурно-географическая область, северная ветвь зоны высоких цивилизаций Нового Света. Территориально она включала Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, а также западные районы Сальвадора и Гондураса. В этой области, отличавшейся необычайным разнообразием природных условий и пестрым этническим составом населения, примерно на рубеже нашей эры появились первые раннеклассовые государства.
     Важнейшей составной частью Мезоамерики на всех этапах ее доиспанской истории была Мексика (за исключением некоторых северных и западных районов этой страны).
     Благодаря последним открытиям Х. де Терра, Л. Авелейры, А. Мартинеса дель Рио, Р. Мак Нейша, Х. Лоренсо и других ученых, было установлено, что человек впервые появился на территории Мексики еще в эпоху позднего плейстоцена — около 20 тыс. лет назад (стоянка Тлапакойя). Судя по находкам каменных орудий и костям ископаемых животных, эту область населяли тогда группы бродячих охотников и собирателей, пришедшие, по всей вероятности, с севера континента. О североамериканском происхождении древнейших обитателей Мексики свидетельствуют находки каменных наконечников копий и дротиков типа Кловис, Фолсом, Плейнвью, Скоттсблафф и орудий типа Кочисе («Культура пустыни»), характерных для памятников палеоиндейского времени США.
     В начале VII тысячелетия до н. э. на большей части Мезоамерики произошло резкое изменение климата — он стал гораздо суше и теплее. В результате исчезли крупные животные ледниковой эпохи, а местное население, лишившись прежних источников пищи, вынуждено было перейти главным образом к собирательству диких плодов и растений. Охота на мелких зверьков, рыболовство и сбор моллюсков служили важным дополнением к растительной пище. Однако эти растения в их естественном состоянии вряд ли могли полностью удовлетворить человека, и он стал понемногу изменять растительные ресурсы своего края в нужном направлении. Именно у этих специализированных собирателей, больших знатоков окружающей флоры, и появились впоследствии первые зачатки земледелия.
     Переход от присвоения готовых даров природы к непосредственному производству продуктов питания на основе земледелия и скотоводства (хотя в Новом Свете последнее практически отсутствовало) явился одним из важнейших переломных моментов в истории древнего общества. Этот переход оказал решающее воздействие на все последующее развитие не только хозяйственной деятельности человека, но и его духовной и материальной культуры, социальной организации и т. д. Некоторые зарубежные археологи вслед за Г. Чайлдом употребляют для обозначения этого важного события термин «неолитическая революция». «Неолитическая революция», вернее ее кульминационный момент, характеризуется и в Старом и Новом Свете появлением трех новых важных элементов в жизни человека: земледелия как основы хозяйства, постоянных поселений и глиняной посуды.
     Еще в 30-е годы в работе «Проблема происхождения мирового земледелия» (М.; Л., 1932) академик Н. И. Вавилов отметил, что наиболее благоприятные условия для развития земледелия и для жизни древних людей создавали горные районы тропиков и субтропиков, где находились дикие предки большинства злаков (в Новом Свете маис, в Старом — ячмень, пшеница). Археологические исследования Р. Мак Нейша в горных долинах Тамаулипаса и Пуэблы (Техуакан) полностью подтвердили выводы советского ученого. Выяснилось, что некоторые горные области Мексики стали ареной «неолитической революции» еще в VII—VI тысячелетиях до н. э. Первые эксперименты по выращиванию полезных растений (тыква, амарант и др.), следы которых Р. Мак Нейшу удалось обнаружить в слоях пещерных стоянок долины Техуакана (Пуэбла), относящихся к VII—V тысячелетиям до н. э., привели к тому, что уже в IV тысячелетии до н. э. в Мексике были представлены основные культурные растения доколумбовой эпохи — маис, фасоль и тыква.
     III тысячелетие до н. э. — время дальнейшего прогресса земледельческого хозяйства. В более передовых районах Мексики (долина Мехико, Оахака, Пуэбла) земледелие начинает играть уже решающую роль в хозяйстве местных племен, опередив по объему своей продукции долю собирательства и охоты. Одновременно здесь впервые появляется керамика и возникают постоянные поселки земледельцев.
     С этого момента аборигенные культуры Нового Света развиваются неодинаково. Различие состоит уже в том, что на одних территориях возникают центры производящего хозяйства, в то время как на других индейские племена продолжают оставаться на стадии охоты и собирательства. Кроме того, сами эти центры возникли далеко не одновременно. Появление земледелия и последующий процесс более быстрого культурного развития в первичных земледельческих центрах во многом объясняют происхождение и локализацию цивилизаций доколумбовой Америки.
     Примерно с 2000 г. до н. э. в истории Мексики наступает архаическая (доклассическая) эпоха — время господства оседлых раннеземледельческих культур. После того как человек, вооруженный лишь каменным топором и заостренной палкой-копалкой, сумел обеспечить себя постоянными урожаями со своих полей, по всей Мексике наблюдается быстрый рост числа оседлых земледельческих селений. Раскопки этих памятников, в какой бы части страны они ни находились, вскрывают поразительно однообразную картину: остатки хрупких глинобитных хижип с высокими крышами из листьев или тростника, изящная и многочисленная глиняная посуда, каменные и костяные инструменты, корзины, циновки, грубые ткани, т. е. весь набор вещей, характерных для быта земледельца. Его жизнь была нелегка. Зыбкое равновесие нового производящего хозяйства целиком зависело от собранного урожая. Неудивительно поэтому, что древние мексиканцы так ревностно поклонялись небу, от которого, по их убеждению, зависел урожай, а следовательно, и само существование человека. Подобно всем земледельческим народам древности, они обожествляли силы природы: солнце, ветер, дождь и т. д. Эти верования носили еще довольно примитивный характер. Однако если верно предположение ученых о том, что многочисленные глиняные статуэтки (главным образом женские), найденные на земледельческих поселениях, связаны с культом плодородия, то мы, видимо, имеем здесь дело с конкретным воплощением религиозных идей в искусстве. Маленькие и грубые фигурки из обожженной глины — настоящая энциклопедия древней жизни. Благодаря им мы знаем, как одевались и украшали себя предки мексиканцев, жившие почти 35 веков назад, каков был их внешний облик и т. д. Женщины ходили тогда полуобнаженными — только в коротких юбочках, сплетенных из растительных волокон. Недостаток одежды они сторицей возмещали обилием всевозможных украшений — бус, браслетов, ожерелий, колец и подвесок. Зачастую тело покрывалось вычурной татуировкой или росписью. На голове красовались пышная высокая прическа или специальный убор в виде тюрбана. Мужчины довольствовались набедренными повязками.
     В I тысячелетии до н. э. замкнутая жизнь ранних земледельческих общин претерпевает известные изменения. Увеличивается число возделываемых растений, достигает значительных успехов селекция кукурузы, совершенствуются методы земледелия. Все усиливавшаяся засушливость климата заставляла человеческую мысль усиленно работать в этом направлении. В ряде засушливых районов страны стали строить первые оросительные каналы, плотины и дамбы. На склонах гор возводили опорные стены-террасы из камня, что несколько увеличило общую площадь годной для обработки земли. В мелководной части пресноводных озер люди создали из плодородного донного ила знаменитые «плавучие сады» — «чинампы». Успех в хозяйственной сфере не замедлил сказаться и на культуре. Расширяется торговля с соседними областями. Появляется некоторое имущественное неравенство, особенно заметное в распределении вещей, сопровождавших умерших. В это же время мы впервые встречаем изображения людей, отличающихся по внешнему виду от своих соплеменников. Их лица иногда прикрыты маской, на голове вычурный убор или высокая коническая шапка, на плечах длинный плащ. Хотя эти глиняные статуэтки не имеют еще четких установившихся форм, они изображают, по-видимому, первых профессиональных жрецов, оставивших столь заметный след в истории древних цивилизаций Нового Света. Примерно в то же время появляются и первые храмы, выстроенные из дерева и глины. Их размеры еще невелики, но они уже гордо возвышаются на своих высоких пирамидах-фундаментах над коническими крышами хижин земледельцев. Знаменитая круглая пирамида в Куикуилько, облицованная булыжником и грубыми обломками камня, достигала в высоту 25 м.
     Все отчетливее и ярче проглядывают сквозь простоту старого архаического быта контуры будущих индейских цивилизаций. Убыстряется темп общественного и культурного развития. Наиболее развитые народы Мексики вплотную подходят к тому рубежу, который отделяет патриархальные порядки первых земледельцев от рабского удела их потомков, очутившихся на самом низу социальной пирамиды, созданной нарождающимся раннеклассовым государством.
     

>> след. >>

 

 

(c) Культура и быт народов 2009-2014. (10v)

media56.ru

parkandfly.ru