Наиболее могущественными из этих небольших, постоянно враждовавших друг с другом государств были Ах-Кануль, Мани (Тутуль-Шив) и Сотута. «Провинция» Мани, названная так по имени столицы, занимала в XVI в. около 8 тыс. кв. км и имела от 65 тыс. до 120 тыс. жителей. Она состояла из столицы (Мани), где еще в 1549 г. жило до 5 тыс. человек, и 25 более мелких городов и селений. «Провинция» Сотута (площадь 2 тыс. кв. км, население до 30 тыс. человек), хотя и уступала Мани по размерам, также имела в своем составе, помимо столицы (Сотута), еще 17 городков и селений. В глубине девственных тропических лесов Северной Гватемалы в районе оз. Петен-Ица с XIII в. и вплоть до конца XVII в. существовало государство майя-ицев, столицей которого был островной город Тайясаль. Судя по описаниям испанских хронистов, в Тайясале находились дворец правителя государства из рода Канека и 21 храм и святилище; вся остальная площадь острова (окружностью около 4 км) была тесно застроена жилищами горожан. Кроме того, в «провинцию» ицев входили еще четыре других меньших по размерам острова и ряд владений по берегам озера. Всего, по словам монаха Авенданьо, в 1696 г. здесь насчитывалось 24—25 тыс. человек. Известно также, что в случае необходимости ицы могли выставить до 10 тыс. воинов, т. е. практически все взрослое мужское население. Если принять, что взрослые мужчины составляли не более 1/3 общего населения «провинции», то последнее составит около 30 тыс. человек. Важные сведения о внутренней структуре небольших государств юкатанских майя в XVI в. дает испанский хронист Овьедо. В его работе приводится термин «столица государства» (cabecera de una provincia), часто указываются расстояния, пройденные конкистадорами от одного крупного населенного центра до другого (в среднем это расстояние составляет 2—3 лиги, т. е. 10—15 км), подчеркивается, что в каждую «провинцию», помимо метрополии, входили меньшие по величине города и селения, образующие подчиненную столице округу. В период конкисты один из крупнейших городов юкатанских майя — Саки имел в своем подчинении до 40 селений, расположенных в пределах дневного пути, и еще больше — в радиусе до 15 лиг (75 км). Испанские хроники сообщают о политическом господстве Саки над всем этим обширным районом и часто описывают его центральный храм, стоящий на вершине высокой пирамиды (указание на то, что город был и важным культовым центром). В 1579 г. в «провинции» жили до 10 тыс. человек. Известно, что границы между «провинциями» служили предметом особой заботы со стороны местных правителей. Они часто совершали обходы границ, отмечая их либо специальными искусственными сооружениями (пирамиды из камней, деревянные кресты и т. п.), либо наиболее заметными природными ориентирами (скала, источник, одинокое большое дерево). Для охраны границ выделяли специальных стражников. На оригинальных картах доиспанского происхождения были тщательно нанесены все города и селения «провинций» вместе с их землями. Необходимо сказать несколько слов и о Майяпане — крупнейшем культурном и политическом центре Юкатана XIII—XV вв. н. э. Дело в том, что этот город не только описан в письменных источниках, но и детально изучен археологически, что делает его удобным инструментом для сопоставления с памятниками более раннего времени. Майяпан окружен каменной стеной девятикилометровой длины, имеющей 12 ворот; укрепления обрамляют огромный овал площадью в 4,2 кв. км. Примерно посредине находится компактный ритуально-административный центр, занимающий территорию до 6,4 га и состоящий примерно из 100 крупных каменных построек. Он тщательно спланирован в виде четырехугольника вокруг главного городского храма «Эль-Кастильо» и отделен от остальной части города невысокой каменной стеной. Помимо храмов, сюда входят также жилища знати и жрецов. Ритуально-административные постройки составляют лишь 3,5% общего числа зданий, выявленных в Майяпане. Подавляющее большинство их, по определению археологов, — жилые дома. Обычно они группируются по два-четыре вокруг необольших прямоугольных двориков. Часто каждая из таких миниатюрных групп ограждена низкой стеной, обрамлявшей, по-видимому, домовые участки. Какого-либо подобия улиц в городе нет. Постройки в целом образуют беспорядочную и хаотичную массу. Но плотность их значительно возрастает по мере приближения к ритуально-административному центру. Единственный источник воды в городе, как и в большинстве других районов Юкатана,— естественные карстовые колодцы (сеноты). Из 26 имевшихся в Майяпане сенотов подавляющее большинство находилось в пределах центральной части города. По весьма осторожным подсчетам специалистов, население города в момент его наивысшего расцвета составляло не менее 11—12 тыс. человек. Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы. 1. Несмотря на все своеобразие и специфику, крупные политико-административные и ритуальные центры майя I тысячелетия н. э. по своим внешним признакам, структуре и функциям целиком подходят под определение раннего города, каким он представлен на материалах Центральной Мексики и других регионов Земного шара. 2. Для теоретической разработки проблемы раннего города особенно важны данные о первичных очагах городской цивилизации: в Старом Свете — Месопотамия и Египет, в Новом — Мезоамерика и Перу, где процесс возникновения и развития города протекал в «чистом виде», без влияния более высоких культур извне. 3. Видимо, можно считать доказанным, что в этих первичных очагах наиболее ранней формой территориально-политической организации государства явились так называемые города-государства («номы», по И. М. Дьяконову), т. е. крупный городской центр (столица) и подчиненная ему округа. С течением времени наблюдается тенденция к укрупнению этих первоначальных территориально-политических единиц (городов-государств) в более широкие, хотя и непрочные, государственные образования, когда один более сильный «ном» подчинял себе с помощью завоеваний, династических браков, союзов или интриг несколько соседних «номов», заставляя их, как правило, выплачивать ему дань. Видимо, дальше этой ступени майя, как и большинство других индейских народностей Мезоамерики, так и не пошли, поскольку их самостоятельное развитие было насильственно прервано испанским завоеванием. |
(c) Культура и быт народов 2009-2012.