Сильвестре Ревуэльтас и музыкальная культура Мексики

 

>> след. >>

     Сильвестре Ревуэльтас и музыкальная культура Мексики
     
     П. А. Пичугин
     "Культура Мексики", 1980

     
     В годы, когда жил и творил Ревуэльтас, мексиканская музыка выдвинула немало ярких композиторских дарований. Это Мануэль Понсе, Хосе Ролон, Канделарио Уисар среди представителей старшего поколения; это ровесник и единомышленник Ревуэльтаса Карлос Чавес; это их младшие современники Луис Санди, Даниэль Айяла, Блас Галиндо, Мигель Берналь Хименес, Хосе Пабло Монкайо, Сальвадор Контрерас, Эдуардо Эрнандес Монкада, Карлос Хименес Мабарак. Однако именно творчество Ревуэльтаса в наиболее полной степени сконцентрировало в себе все самые типичные черты формирующегося национального стиля современной мексиканской музыки; все, что создано истинно мексиканского в мексиканской музыке после Ревуэльтаса, так или иначе продолжает и развивает заложенные им традиции. В этом смысле в истории мексиканской музыки Ревуэльтасу навсегда отведено первое место — зачинателя, свершителя и предтечи.
     Земной путь Ревуэльтаса был недолгим, а его творческая жизнь совсем короткой. Композитор родился 31 декабря 1899 г. в маленьком провинциальном городке Сантьяго-де-Папаскьяро в штате Дуранго, а умер 5 октября 1940 г. Из этих сорока лет судьбой и обстоятельствами ему было отпущено для творчества всего десять. А между тем творческое наследие Ревуэльтаса не мало по объему, не говоря уже о том, что оно бесценно по своему значению для мексиканской музыки. «Сильвестре Ревуэльтас умер в расцвете сил — «поздно для ранней розы, рано для поздней гвоздики», — писал Хуан Маринельо, — но он никогда не производил впечатления начинающего и никто никогда не замечал в его музыке разрушительных симптомов угасания или оскудения... Среди всех мексиканских музыкантов своего времени Ревуэльтас был самым характерным, самым сильным, и поэтому он стал легендарным».
     Ревуэльтас принадлежал к поколению мексиканских художников, рожденных буржуазно-демократической революцией 1910—1917 гг., которая оказала глубочайшее воздействие на все сферы национального искусства Мексики. Вне революции, вне ее демократических идеалов, вне обусловленного ею нового понимания национальной истории и национального характера невозможно представить творчество ни замечательных мексиканских художников Хосе Клементе Ороско, Диего Риверы, Давида Альфаро Сикейроса, ни выдающихся прозаиков Мариано Асуэлы, Мартина Луиса Гусмана, Хосе Мансисидора, как нельзя правильно понять и оценить тот громадный вклад, который внесли в национальную музыкальную культуру Мексики Сильвестре Ревуэльтас и Карлос Чавес. «В Мексиканской революции, — писал музыковед Даниэль Кастаньеда, — как нигде, очевидны те связь и взаимозависимость, которые существуют между художественным творчеством и социально обусловленными изменениями в идеалах и в самом образе жизни общества. Именно по этой причине произведения мексиканских художников 20—30-х годов могут быть верно поняты лишь при условии, если рассматривать их как выражение социальной сущности революции». Эти слова справедливы в целом по отношению ко всем деятелям мексиканского Возрождения, по отношению же к Ревуэльтасу они справедливы тем более, что внешне его музыка, в частности названия многих его сочинений, могли показаться далекими от революционной действительности в эпоху, когда создавались «Пролетарская симфония» и «Республиканская увертюра» Чавеса или роман «Красный город» Мансисидора. Но эта внешность обманчива. Пульс нового времени, нового искусства, рожденного революцией, бьется в глубинных артериях музыки Ревуэльтаса, одухотворяя его творчество и указывая тот путь, которым неизменно следовал композитор. Первые уроки музыки Ревуэльтас получил дома, а в возрасте одиннадцати лет впервые выступил со скрипкой публично. Желание учиться приводит четырнадцатилетнего музыканта в столичную консерваторию. Он поступает в скрипичный класс маэстро Хосе Рокабруны и одновременно в класс сочинения к известному в свое время композитору Рафаэлю Тельо. Окончив в 1916 г. консерваторский курс, Ревуэльтас с целью продолжить образование отправляется в Соединенные Штаты Америки — сначала в Остин (Техас), затем в Чикаго, где в течение трех лет занимается в Музыкальном колледже у Саметини (скрипка) и Феликса Боровского (композиция). В 1920 г. он возвращается в Мексику, выступает с концертами в столице и в провинциальных городах, но в 1922 г. снова едет в Чикаго и несколько лет совершенствуется в игре на скрипке в том же Музыкальном колледже под руководством опытных педагогов Вацлава Коханского и Отакара Шевчика. Из колледжа Ревуэльтас вышел полностью сформировавшимся скрипачом-виртуозом широкого исполнительского диапазона, что, однако, не избавило его от тягостных забот о хлебе насущном. Серия концертов совместно с Карлосом Чавесом в Мехико между 1924 и 1926 гг., в программы которых артисты включали последние новинки европейской музыки, стяжала Ревуэльтасу лавры «модерниста», но не упрочила его материального положения. Нужда заставляет музыканта покинуть Мексику и искать счастья в США. Ревуэльтас ведет полукочевую жизнь, выполняя обязанности скрипача и дирижера плохоньких оркестров в маленьких театрах и кинозалах Сан-Антонио, Мобила и других южных городов. Так продолжалось до 1928 г. — даты, очень важной не только в биографии Ревуэльтаса, но и в истории современной мексиканской музыки: Карлос Чавес полностью реорганизовал старый, а по сути дела создал в столице Мексики новый симфонический оркестр, вскоре получивший наименование Симфонического оркестра Мексики (ныне Национальный симфонический оркестр), и пригласил Ревуэльтаса на должность второго дирижера. Одновременно Ревуэльтасу были поручены классы скрипки и камерной музыки в Национальной консерватории и руководство ее ученическим оркестром.
     

>> след. >>

 

 

(c) Культура и быт народов 2009-2014. (10v)

media56.ru

parkandfly.ru