Мексиканский театр XX в.

 

>> след. >>

     Мексиканский театр XX в.
     
     
     Н. С. Константинова
     "Культура Мексики", 1980

     
     
     Современный мексиканский театр — явление исключительно интересное и многообразное, в котором универсальные традиции мирового театрального искусства органически переплетаются с самобытными национальными чертами, генетически восходящими к ранним этапам мексиканской истории. Эта многовековая, богатая событиями эволюция мексиканского театра опровергает сложившееся в целом представление о латиноамериканском театре как об одном из самых молодых в мире, сформировавшемся лишь в нашем столетии. Если в отношении многих государств Латинской Америки такое утверждение справедливо, то Мексика, несомненно, принадлежит к числу тех счастливых исключений, без которых не обходится ни одно правило. Чтобы убедиться в этом, достаточно бросить ретроспективный взгляд на историю становления мексиканского театра, начало которой было положено еще в доколумбову эпоху. Краткий экскурс в историю театра Мексики является также необходимым условием для анализа его современного состояния, так как мексиканский театр XX века — это не только один из этапов длительной эволюции, но и закономерный итог предшествующего развития.
     В многообразном комплексе явлений, образующем понятие «культура древней Мексики», важное место принадлежит театру. Длительное время роль этого компонента оставалась недооцененной, поскольку театр в силу своей специфики не мог оставить столь же вещественных доказательств своего величия, как, например, архитектура, строительство или прикладные науки. Свидетельства очевидцев, содержащиеся в литературных памятниках первых лет испанской колонизации, являются для последующих поколений фактически единственными источниками информации о театральной жизни доколумбовой Мексики. «Жаль, что мы не располагаем большим количеством данных для того, чтобы лучше познакомиться с этими примитивными театрами. Это могло бы иметь капитальное значение для интерпретации автохтонных культур», — пишет в книге «Театр Новой Испании» мексиканский исследователь Х. Р. Гарсидуэньяс. И все же в последние годы был сделан существенный шаг вперед по пути изучения театра древней Мексики. Группе современных мексиканских исследователей принадлежит заслуга воссоздания на основе этих немногочисленных дошедших до нас материалов панорамы индейского театра периода начала конкисты.
     Наибольшего развития театральное искусство достигло у народов двух ведущих культур древней Мексики — майя-киче и нахуа. Театрализованные представления, описания которых встречаются в хрониках первых лет испанской колонизации, уже в зачаточном состоянии содержали в себе тот синтез художественных жанров — драматургии, танца и музыки, из которого рождается театр. Возникновение театра было вызвано насущной потребностью в художественной форме наиболее адекватно выразить структуру поэтизированного общественного сознания индейцев, находившихся на достаточно высоком уровне культурного развития. Не случайно неизменной особенностью этих представлений являлись их исключительная красочность и поэтичность. Основными элементами реквизита были живые цветы и птицы самых ярких тонов, которые в сочетании с пестрыми костюмами исполнителей передавали все богатство красок окружающей природы.
     У истоков индейского театра неизменно стоял танец, который постепенно дополнялся элементами драматического действия, акробатики или цирка. Тематика танцев была чаще всего либо религиозной, либо военной и, таким образом, отражала две наиболее существенные стороны жизни индейских народов. По мере развития театральных представлений в них постепенно намечались два ведущих направления: одни представления носили торжественный, серьезный характер и в их основе лежали божественные или героические сюжеты; другие представляли собой своеобразные фарсы шутливого, комического содержания с более «земной» тематикой. Очень часто и те и другие являлись лишь импровизацией участников представления на конкретную тему. Однако в последнее время было доказано существование начальной литературы драматургического жанра. Особого внимания заслуживает дошедший до нас памятник древней индейской драматургии «Рабиналь Ачи», открытый в середине XIX в. французским аббатом Шарлем Этьеном Брассером. Увидев это представление, которое из века в век передавалось индейцами-майя от древних предков и существовало лишь в устной традиции, Брассер записал его текст на языке киче и впоследствии перевел на французский. Это была историческая драма, в которой большая роль отводилась музыке и танцам. Есть все основания предполагать, что, несмотря на позднюю запись, пьеса сохранила чистоту и близость к оригиналу. Это объясняется достаточной изоляцией индейцев майя-киче, проживавших в маленьком городке Рабиналь. Пьеса содержала эпизоды из индейской жизни и имела около ста действующих лиц, представлявших собой все ступени индейской социальной иерархии. Сюжетно она была скреплена образом центрального персонажа — победоносного воина, прозванного Рабиналь Ачи, что в переводе означало «воин из Рабиналя».
     

>> след. >>

 

 

(c) Культура и быт народов 2009-2014. (10v)

media56.ru

parkandfly.ru