Народное музыкальное искусство Венесуэлы

 

>> след. >>

     Народное музыкальное искусство Венесуэлы
     
     П. А. Пичугин
     "Культура Венесуэлы", 1984

     
     
     Венесуэла обладает многоликой и разнообразной в своих проявлениях народной музыкальной культурой, в которой слились, частично смешавшись друг с другом, музыка Пиренейского полуострова, местных аборигенов и африканских невольников. На территории Венесулы можно обнаружить почти все виды, типы, формы музыкального фольклора, какие существуют на латиноамериканском континенте, — древние и современные, местные и пришедшие извне, чистые и смешанные. Магические танцы-ритуалы индейцев, дошедшие до нас от доколумбова прошлого, и «батерии» негритянских тамборов с берегов Конго и Анголы; испанские романсы, стихами из которых разговаривали между собой конкистадоры Охеды и Лосады, и корридос, повествующие о сегодняшних событиях; галерон и бамбуко — галантные и церемониальные танцы колониального барокко, некогда царившие в аристократических салонах Каракаса, и шумные маскарадные процессии с изображениями католических святых, негритянскими барабанами и индейскими мараками. При этом, как почти в любой другой стране Латинской Америки, в Венесуэле есть песни, танцы, музыкальные инструменты, которые составляют специфическую принадлежность лишь ее музыкальной культуры.
     С точки зрения музыкального фольклора Венесуэла может быть разделена на несколько зон. Ее центральное и западное побережье от Барловенто до Маракайбо тяготеет вместе с Атлантическим побережьем Колумбии к антильскому, или Карибскому, культурному ареалу с центрами на Гаити и Кубе, где с начала колониального периода формирование местной музыкальной культуры протекало в тесном взаимодействии с негритянским фольклором; это зона с преобладанием ярко выраженных афро-американских жанров и стилей. Горный северо-запад страны, прорезанный двумя отрогами венесуэльских Анд — хребтами Сьерра-де-Периха и Кордильера-де-Мерида, образует северную окраину андского культурного ареала чибча-муисков; здесь земледельческие индейские народы, стоявшие на значительно более высоком культурном уровне по сравнению с другимп племенами доколумбовой Венесуэлы, на протяжении длительного времени смешивались с испанскими завоевателями, в результате чего в музыкальном фольклоре этих областей складывались гибридные (индометисские) формы. Аналогичные формы характерны и для индейской музыки горных районов севера (Анды Каракаса) и северо-востока Венесуэлы (Анды Кумана). Западные Льянос Ориноко, Апуре и Меты в этногеографическом отношении составляют одно целое с Льянос Колумбии; на этом обширном пространстве обитают родственные друг другу индейские племена (в основном аравакской семьи), чей музыкальный фольклор также обладает общими чертами и, напротив, отличается от такового тех индейцев (преимущественно карибской группы), которые населяют леса Гвианского нагорья и северной части бассейна Амазонки и образуют самостоятельный фольклорный ареал, охватывающий сопредельные территории Венесуэлы (штат Боливар и федеральная территория Амазонас), Бразилии и Гайаны. Наконец, первые постоянные испанские поселения — будущие города Кумана, Валенсия, Барксимето, Мерида, Каракас, Маракайбо указывают не только направления завоевания и колонизации края, но и основные районы формирования креольской музыкальной культуры Венесуэлы, которая распространялась вместе с европейскими переселенцами от побережья в глубь страны. В настоящее время креольская музыка существует в Венесуэле всюду, где есть белое и испано-метисское население, т. е. практически повсеместно, за исключением крайнего юга и юго-востока республики.
     Креольская, индейская и афро-венесуэльская музыка Венесуэлы обладает каждая своим индивидуальным обликом, и место и удельный вес каждой из них в общей музыкальной панораме страны различны, однако только их совокупность образует то, что мы называем национальной музыкальной культурой Венесуэлы с ее неповторимо своеобразным характером и колоритом.
     

>> след. >>

 

 

(c) Культура и быт народов 2009-2014. (10v)

media56.ru

parkandfly.ru