Народное музыкальное искусство Венесуэлы

 

<< пред. <<    >> след. >>

     
     
     Выступления профессиональных певцов и музыкально-поэтические состязания устраиваются обыкновенно в дни сельских праздников. Они же являются неотъемлемым элементом всякого настоящего хоропо.
     Хоропо — квинтэссенция народной венесуэльской музыки, средоточие всех наиболее характерных ее элементов, подобно харабе в Мексике, румбе на Кубе, бамбуко в Колумбии или самакуэке в Аргентине. В узком смысле слова хоропо — танец, сопровождаемый пением и игрой инструментального ансамбля; в широком — народный праздник с танцами и иными развлечениями. Рамон-и-Ривера, посвятивший хоропо специальную монографию, определяет его как «сельский народный праздник домашнего очага... когда соседи собираются вместе с единственной целью потанцевать, «устроить праздник».
     Классический хоропо — сложный комплекс, включающий целую сюиту самостоятельных, но хореографически близких друг другу танцев, пение поэтических текстов, отдельные музыкальные пьесы, исполняемые ансамблями, составленными из струнных щипковых инструментов и марак, и служащие своего рода «музыкальными антрактами» для певцов и танцоров, и описанные выше музыкально-поэтические состязания — «контрапунтео». Анализ такого хоропо, проведенный Рамон-и-Риверой, вскрыл в нем не менее сложный генетический комплекс: сочетание элементов испанских — мелос (в частности, так называемые «андалусийские каденции»), метроритмика, строфическая структура поэтических текстов (копла, романс, децима, глосса), афроидных — полиритмия и креольских — современная хореография и содержание поэтических импровизаций. Сегодняшний хоропо обычно состоит из четырех музыкально-хореографических частей («номеров» сюиты) — корридо, галерона, пасахе и гольпе, хотя несомненно, что в прошлом число их было гораздо больше.
     Корридо и галерон — наиболее древние формы, сохраняющиеся в хоропо. О корридо было уже достаточно сказано выше. Что касается галерона, то он ведет происхождение и название от «Праздника галеонов», установленного указом Филиппа IV по случаю благополучного прибытия 29 ноября 1625 г. в Кадис очередной «Флотилии галеонов» («Флотилии Королевства Тьерра Фирме») из Портобело и Картахены, несмотря на блокаду испанского побережья англичанами. Поначалу, согласно королевскому указу, это был церковный праздник, имевший характер благодарственного молебна за спасение флота и отмечавшийся ежегодно 29 ноября во всех владениях испанской короны, но на Тьерра Фирме он очень скоро вышел за стены храмов и превратился в сугубо светский народный праздник с музыкой, песнями и танцами. Первоначально галерон был танцем, сопровождаемым пением, но со временем, как это обыкновенно происходит в аналогичных случаях, словом «галерон» стали без различия обозначать и самый танец, и музыку, под которую он исполнялся, и пение. В этих трех значениях термин «галерон» употребляется и сегодня, причем только в Венесуэле и в граничащих с нею восточных Льянос Колумбии, т. е. именно на территории распространения хоропо. По свидетельству Лискано, на музыку галерона чаще всего, особенно в восточных штатах и на о-ве Маргарита, поют децимы («глоссы в децимах»). Поэтому вполне естественно, что в составе хоропо галерон служит излюбленной формой для «контрапунтео». Третий «номер» хоропо — пасахе является наиболее развитым и интересным в музыкальном отношении. Это весьма развернутая, обычно рондообразного строения вокально-инструментальная пьеса (пение солиста в сопровождении арфы), отличающаяся изобретательностью мелодического варьирования и достаточно богатым гармоническим планом, включающим модулирование в близкие тональности, — две особенности пасахе, почти не встречающиеся в других формах хоропо. «Способность наших сельских арфистов к мелодическому варьированию, — пишет Рамон-и-Ривера, имея в виду пасахе, — поистине изумительна. Нет сомнения, что эта вариационная техника восходит к очень древней традиции профессиональной музыки и сохранение ее от поколения к поколению в Венесуэле возможно лишь благодаря врожденной музыкальности нашего народа». В другой работе Рамон-и-Ривера уточняет: «Музыка нашего хоропо... обнаруживает прямую связь с музыкой европейских клавесинистов и других великих мастеров той эпохи. Многие типичные мелодические обороты и гармонические каденции Баха, Генделя, Доменико Скарлатти сразу заставляют нас вспомнить музыку наших народных арфистов. Особенно это заметно в исполняемых на арфе разделах хоропо, которые можно услышать в штатах Арагуа, Миранда и Карабобо».
     Последний раздел хоропо — гольпе — существует в двух видах: как чисто инструментальная пьеса, исполняемая на арфе (более древняя форма), и как пение под аккомпанемент куатро. В первом случае гольпе близок пасахе своим рондообразным строением и вариационным развитием (иные гольпе представляют собой настоящие темы с вариациями), хотя заметно отличается самим характером музыки, несколько напоминающей креольские вальсы. Вокальная форма гольпе — сравнительно недавнего происхождения. Для нее типичны квадратная структура периодов, четкий ритмический и мелодический рисунок и очень простая гармония, базирующаяся почти псключительно на аккордах I, V и (значительно реже) IV ступеней.
     Аккомпанируют хоропо куатро, арфа, гитара, мандолина и мараки. Из них куатро — самый популярный и распространенный в Венесуэле струнный щипковый инструмент, являющийся здесь таким же национальным атрибутом музыкального быта, каким на Кубе служит трес, в Колумбии типле, в Эквадоре, Перу и Боливии чаранго, а в большинстве других стран Латинской Америки — гитара. Куатро имеет четыре кишечные струны и представляет собой типичный аккомпанирующий инструмент, которому свойственна преимущественно аккордовая техника игры (расгео), причем звучание его в зависимости от силы и способа удара пальцами по струнам может быть как очень резким, звонким, так и мягким, нежным и весьма приятным. Небольшие размеры, делающие куатро очень удобным, «портативным» инструментом, равно как и его звуковые качества, способствовали тому, что куатро сделался излюбленным инструментом венесуэльцев. (Стоит отметить, что народные музыканты Венесуэлы почти повсеместно называют куатро «гитарой», настоящую же шестиструнную гитару именуют «большой гитарой» — guitarra grande).
     Арфа, распространенная в Венесуэле в качестве народного инструмента, та же, что и в других странах Латинской Америки; это так называемая креольская арфа — старинной конструкции, диатонического строя, без педалей, с кишечными в нижнем и среднем и металлическими в верхнем регистре струнами. Отсутствие педалей заставляет музыканта для извлечения альтерированных звуков прибегать к древнему способу — укорачивать ту или иную струну, прижимая ее верхний отрезок. Достойно изумления, как при столь неудобном приеме игры народные арфисты исполняют такие подвижные и технически очень непростые пьесы, как иные пасахе и гольпе.
     Что касается участвующих в сегодняшнем хоропо мандолины и бандолы, а также встречавшегося в тексте настоящей статьи бандолина, то во всех трех случаях речь идет в сущности об одном и том же инструменте типа лауда с четырьмя двойными струнами, на котором играют при помощи плектра. Бандола, в свое время вытеснившая более старую испанскую бандуррию, сохраняется до наших дней в некоторых районах Льянос, где она вместе с гитарой аккомпанирует галерону. На большей же части Венесуэлы, как свидетельствуют Рамон-и-Ривера и Аретс, бандола в качестве инструмента, сопровождающего хоропо, вытесняется в свою очередь более современной мандолиной.
     О мараке мы уже говорили в разделе, посвященном индейской музыке, однако ни одно описание хоропо не будет ни полным, ни верным, если не сказать хотя бы нескольких слов о той роли, которую играют в нем мараки, поскольку без марак нет и хоропо. «Никакая нотная запись, — говорит по этому поводу Рамон-и-Ривера, — ни в коей мере не может раскрыть всю гамму ритмических возможностей, которую извлекают из этих инструментов искусные маракерос, равно как и показать разнообразные способы звукоизвлечения, которыми они владеют. Маракеро производит тремоло на одной или на двух мараках одновременно; выходит моментами, как бы в озорной импровизации, из общего ритма аккомпанемента, чтобы затем снова слиться с ним; вводит неожиданные ритмические фигурации, которые повторяет на определенном отрезке времени; достигает особого звукового эффекта, постукивая рукояткой инструмента по скамье или пустому ящику, на котором сидит, — одним словом, маракеро буквально живет исполняемой музыкой, вкладывая в нее всю свою душу».
     На протяжении всего XIX столетия хоропо блистал в самых аристократических салонах Венесуэлы и украшал собой любое народное празднество. Известно, что хоропо был одним из любимых танцев Симона Боливара — непревзойденного танцора, по отзывам современников. Известно также, что хоропо служил неизменным развлечением и отдыхом для солдат-республиканцев Хосе Антонио Паэса во время коротких привалов между изнурительными переходами военной кампании. Сегодня, к сожалению, все авторы сходятся на том, что хоропо переживает упадок. «Контрапунтео» встречается все реже; искусство настоящей импровизации в значительной степени уже утрачено. Особенно обеднена (что, впрочем, относится ко всем современным креольским танцам) хореография хоропо, в которой не сохранилось ни прежнего изобилия разнообразных фигур, ни их первоначального порядка. И все же, подчеркивает Рамон-и-Ривера, «хоропо продолжает оставаться самым любимым развлечением венесуэльского народа, сравниться с которым в популярности могут только коррида и колеада... Частица его прежнего духа сохраняется и теперь — в остроумных намеках певцов, в живости и веселье самого танца, в стремительности сапатео, прежде же всего в музыке, великолепной музыке наших арфистов, чудодейственных наследников мастерства Куперена, Рамо и Скарлатти».
     

<< пред. <<    >> след. >>

Детальное описание кс-65721 на сайте. . Все подробности сумки для мамы здесь.

 

 

(c) Культура и быт народов 2009-2012.

media56.ru

parkandfly.ru