Культура Албании: традиции и современность

 

 

 

 

продолжение

 

 

 

<< пред. <<    >> след. >>

     
     
     Специалисты выделяют два вида национального костюма местного происхождения: тип джублеты и тип джубы.
     Костюм типа джублеты носили скотоводы севера. Он целиком был сделан из шерстяной ткани. Женщины надевали очень широкие колоколообразные юбки, корсажи, рукава и наплечники. Все эти отдельные предметы не были между собой сшиты, на местах их соединений по краям шла пышная бахрома. На ногах - гетры из куска шерстяной материи и опинги. Мужской костюм типа джублеты не сохранился.
     Костюм типа джубы носили все, кто вел смешанное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Основные его элементы: широкая рубаха прямого покроя, льняная или хлопчатобумажная. Поверх нее и мужчины и женщины надевали верхнюю распашную шерстяную одежду - джубу. Полагают, что она имела своей исходной формой плащ из козьей или овечьей шкуры, который носили иллирийцы. Покрой, цвет, орнаментика джубы значительно варьировались и в женских и мужских костюмах разных местностей. То это была сравнительно длинная куртка с рукавами, то она превращалась в длинную безрукавку или короткий жилет. Среди всех албанцев в XVIII в. была в моде фустанелла (в буквальном переводе «юбочка»). Нижний, очень широкий край белой хлопчатобумажной рубахи, который виднелся из-под джубы, собирали во множество складок. Впоследствии подол рубахи трансформировался в надеваемую отдельно юбочку, а джуба укоротилась и превратилась в куртку. В начале XX в. этот костюм сохранялся еще на юге Албании, сейчас он вышел из повседневного употребления. Но его переняли от албанцев греки - теперь его носят гвардейцы, несущие службу у греческого парламента.
     В другой разновидности комплекта джубы гетры превратились в очень плотно облегающие штаны, укрепляемые поясом ниже талии. В XIX в. такие штаны носили все албанцы (кроме крайнего юга), а ныне - лишь северяне.
     Среди большого разнообразия женских костюмов любопытна одежда жительниц областей Задримы и Пострипы: поверх широкой длинной рубахи они вместо юбки укрепляли два несшитых полотнища ткани. Такой вид одежды известен и у славянок.
     Дополняют албанский национальный костюм вышивки, аппликации, черные и золотые шнуры, пояса с металлическими бляшками, всевозможные серебряные украшения. Эти украшения из металла напоминают те вещи, которые находят в изобилии в могильниках иллирийской эпохи. Исходные цвета албанского национального костюма - белый и черный (цвета некрашеной шерсти). К ним присоединяется чаще всего красный. Вся гамма разнообразных украшений при их кажущейся разнохарактерности удивительно гармонична, она ярка, но не груба, сочетание цветов смелое, но и в то же время изысканное.
     В албанском костюме чувствуется влияние соседей: в бывших венецианских владениях (город Шкодер и окрестности) носили до начала нашего века черные шальвары - мужчины до колен, женщины до щиколоток; многие мусульманки надевали очень широкие шаровары по турецкой моде. Выходя из дому, мусульманки Тираны, Эльбасана закрывали лицо и всю фигуру белым покрывалом, а жительницы Шкодера - черным. Но и католички следовали их примеру и закутывались либо в красные, либо в белые ткани. Позднее горожанки переняли у жен турецких офицеров черные юбки, черные покрывала до талии и густую вуаль. Дело было не только в религиозных предрассудках, порой и христианки скрывались под черными покрывалами, чтобы избежать нескромных взглядов турецких властителей, способных совершить любое беззаконие.
     Пастушескому быту соответствовали некоторые виды временного жилища: валахи строили полусферические хижины, крытые соломой на зимних пастбищах, и двускатные шалаши из шерстяных полотнищ - на летних. В отличие от валахов, кочевавших со стадами целыми семьями, у албанцев на зимние и летние пастбища уходили в качестве пастухов только несколько человек от каждого домохозяйства. Пастухи сооружали на пастбищах временные жилища из необработанного камня. На месте же основного жительства каждая семья имела постоянный дом из камня и дерева (камень стал преобладать лишь за последние 100 лет).
     Тип жилого дома зависел не от способа ведения хозяйства, а от рельефа местности и наличных строительных материалов. Наиболее распространенный тип жилого дома выглядел в общих чертах так: двухэтажная постройка, чаще всего каменная, реже комбинированная - с нижним каменным и верхним либо дощатым, либо фахверковым этажом. Нижний этаж крестьяне использовали для содержания скота, горожане - под кладовые, лавки, мастерские. На верхних этажах были жилые комнаты. Там же - дополнительные помещения: открытый балкон, закрытая веранда, широкая площадка наружной лестницы. Они использовались для отдыха семьи в теплое время, а также для женских домашних работ, просушки кукурузных початков, красного перца и т. п.
     Еще в первые десятилетия XX в. в Албании можно было встретить очень примитивные жилища, особенно в равнинных районах: плетневые низкие хижины, обмазанные глиной, глинобитные или саманные домики без окон, без дымовой трубы, в которых жили люди, и тут же за плетневой перегородкой помещался скот. Это не было признаком бескультурья жителей: нет, в эти тяжелые времена помещики попросту не разрешали зависимым крестьянам строить крепкие дома, чтобы держать их в постоянном страхе перед пулями своих головорезов-телохранителей. Да и сами арендаторы крохотных наделов, которых помещик мог по своему произволу прогнать в любой момент, не были заинтересованы в возведении хороших домов. Когда после освобождения возникла такая возможность, бывшие обитатели примитивных жилищ обнаружили и строительное мастерство, и художественный вкус.
     Ныне многие дома в сельской, местности возводятся по типовым проектам, сочетающим привычные бытовые навыки с требованиями современной гигиены и комфорта.
     Кое-где на возвышенных местах в северной части Албании можно еще увидеть кулу (заброшенную или перестроенную для современного жилья) - это самое примечательное строение албанских горцев: массивная каменная башня, обычно трехэтажная, с нависающими бойницами, крытая сланцевыми плитками или черепицей. Первоначально такие башни строили только в оборонительных целях, чаще всего сообща, родовой группой. Потом их стали приспосабливать под жилье или пристраивали к ним вплотную жилые дома. И принадлежать они стали господствующей социальной верхушке. В северной части Албании кулы начали строить примерно столетие тому назад, а в средней и южной частях страны - несколько раньше (там они не сохранились). Такие башни известны и в других горных районах Балканского полуострова.
     

<< пред. <<    >> след. >>

 

 

(c) Культура и быт народов 2009-2014. (10v)

media56.ru

parkandfly.ru