Культура Албании: традиции и современность

 

 

 

 

 

 

продолжение

 

<< пред. <<   

     
     
     С распространением ислама особое значение получил орнаментальный декор культовых и жилых зданий. Затейливая полихромная роспись покрывает стены мечети Хаджи Этхем-бея в Тиране, построенной в XVIII в., а ныне превращенной в музей.
     В церковной архитектуре преобладало византийское влияние на православном юго-востоке страны (самые древние памятники относятся к XIV в.) и романский стиль на католическом севере (сохранились памятники XIII в.). Центром христианской культуры в XVII - XVIII вв. были города Воскопое и Виткути (вблизи Корчи). В Воскопое была академия, библиотека, производилось книгопечатание (все это погибло во время военных действий в XIX в.; ныне на месте этих прославленных городов — небольшие сельские поселения). Церковная фресковая живопись в Албании долгое время сохраняла византийские традиции. Только с XVI в. начали проникать отзвуки европейского Возрождения. Наиболее талантливыми мастерами монументальной живописи были Онуфрий из Неокастра и его сын Николай. Сохранившиеся фрагменты их живописи до сих пор поражают выразительностью лиц и свободой композиционных решений. Давид из Селеницы (XVIII в.) усилил реалистические тенденции, внес много динамики и эмоциональности в разработку традиционных сюжетов. Однако уже с середины XVIII в. монументальная живопись пришла в упадок, ее сменила иконопись, сохранившая застывшие византийские каноны. До первых десятилетий XX в. она оставалась преобладающим жанром изобразительного искусства.
     Первые робкие попытки освоить виды изобразительного искусства, свойственные европейской цивилизации, - станковую живопись и скульптуру - относят к концу XIX - началу XX в.
     В тот же период - в эпоху албанского Возрождения укрепился интерес просветителей к устному народному творчеству. Были изданы народные песни, записанные еще в XVIII в. Наиболее известный и полный сборник - «Албанская пчела», изданный в 1878 г. Тими Митко.
     Очень интересны связи албанского фольклора с устным творчеством соседних народов, особенно славянских. Основы общебалканского древнего слоя закреплялись последующими многосторонними связями. Чрезвычайно интересен обширный цикл богатырского эпоса, исполняемого и в наши дни. Цикл исторических песен о Скандербеге показывает, насколько жива среди народа память о героическом сопротивлении турецким завоевателям.
     Как и у всех народов, у албанцев широко распространена любовная лирика, песни, исполнявшиеся во время семейных обрядов, особенно на свадьбах. Отличаются драматичностью погребальные песни-плачи. Скудность источников существования, заставлявшая многих тружеников, преимущественно молодых мужчин, отправляться на чужбину в поисках заработка, породила особый жанр - грустные песни разлуки. Во время национально-освободительной войны было сложено много песен, звавших в бой против итальянских и немецких оккупантов.
     В эпоху албанского Возрождения сложилась национальная литература. Наиболее древний дошедший до нас памятник ранней албанской письменности - «Формула крещения» (вторая половина XV в.). В XVI - XVII вв. на албанском языке известна только литература религиозного содержания. С XVII в. началось знакомство с культурой Востока, в XVII в. многие поэты писали под влиянием турецкой и персидской поэзии. В Воскопое, Берате, Эльбасане существовала литература на греческом языке.
     Идеологи национального движения второй половины XIX в. были не только общественными деятелями, но и поборниками просвещения. Они осознавали всю важность просвещения для патриотического объединения народа, разобщенного четырьмя вероисповеданиями и глубоким социальным неравенством. Надо было создать единый литературный язык с собственной письменностью (писавшие на албанском языке произвольно пользовались латинской, греческой или арабской графикой), основать школьное дело в стране сплошной неграмотности. Живя в столице Османской империи - Стамбуле и других крупных городах - Бухаресте, Софии, Салониках, албанские патриоты одновывали просветительские общества, выпускали газеты. Среди деятелей просвещения наиболее известны Наум Векильхарджи (1797 - 1866), создавший оригинальный алфавит, поэт Пашко Васа Шкодрани (1825 - 1892), Яни Врето (1822 - 1900), собиратель фольклора Тими Митко и др. Основоположником новой патриотической литературы считается Наим Фрашери (1846 - 1900), поэт, философ, общественный деятель, автор патриотической поэмы «Стада и пашни». Сами Фрашери (1850 - 1904) - автор албанской грамматики - был известным общественным деятелем, выдвинувшим программу создания независимой Албании. Константин Кристофориди (1830 - 1895) - один из первых албанских языковедов, составил грамматику, очистив язык от туркизмов и грецизмов. Дело старшего поколения просветителей продолжили писатели и поэты конца XIX в. и первых десятилетий ХХв.: Андон Зако Чаюпи, Мьеда, Асдрени. Выдающийся писатель, поэт и переводчик Фан Ноли (1880 - 1965) возглавил в 1924 г. демократическое правительство Албании, установившее дипломатические отношения с СССР. Главным представителем направления прогрессивного реализма, разрабатывавшего социальные темы, был поэт Мигьени (Мидьени).
     Со времени освобождения страны от фашизма и провозглашения народной республики начался новый этап развития культуры. Принципиальное отличие от предыдущих его этапов заключается в массовости, а следовательно, и подлинной народности. Наряду со сплошной грамотностью населения, с внедрением в массы среднего и высшего образования возникли все виды профессиональной культуры: первые в стране драматические и оперные театры, первый классический балет, первая киностудия, развились все жанры изобразительного искусства и литературы.
     Государственный театр оперы и балета в Тиране, государственная консерватория стали важными центрами культурной жизни страны. В различных районах работают фольклорные и эстрадные ансамбли, популярны все виды самодеятельного сценического искусства. В культурной жизни народа немалое значение имеют радиовещание и телевидение.
     Профессионализм характеризует ныне изобразительное искусство Албании. Первые мастера станковой живописи, работавшие до второй мировой войны, получали образование в Венеции, Риме, Милане, Бухаресте. Они работали в реалистической манере: создавали портреты (К. Идромени), бытовые сцены, обращались к героическим временам Скандербега (С. Дзега), воспроизводили родные пейзажи. Художники нового поколения учились у советских мастеров. Ныне среднее и высшее художественное образование молодежь получает в Тиране - в Лицее искусств и в Институте изобразительного искусства. Появились новые для Албании жанры живописи и графики: тематические картины на сюжеты национально-освободительной войны, на производственные темы наших дней, книжная иллюстрация, плакат, карикатура. Практически заново создана скульптура.
     Первое в стране высшее учебное заведение - Педагогический институт - было открыто в 1946 г. В 1957 г. был создан Тиранский университет, который стал основным центром научной работы до основания в 1973 г. Академии наук.

<< пред. <<   

 

 

(c) Культура и быт народов 2009-2014. (10v)

media56.ru

parkandfly.ru