Культура Румынии: традиции и современность

 

<< пред. <<    >> след. >>

     
     
     Традиционное сватовство устраивалось при помощи сватов, посылаемых родителями парня к родителям девушки. Искусные сваты вели разговор обиняком, иносказательно, пока не доходили до сути дела. Если родители девушки были согласны, то приступали к торгу о приданом. После сговора назначался день обручения. К девушке приходил жених со сватами, на столе в доме стояла тарелка, на которую парень клал кольцо, а девушка платок. В случае обоюдного согласия каждый из них брал себе вещь другого. Сговор мог расстроиться, если кто-нибудь из них забирал с тарелки свою вещь. При благополучном исходе невеста делала подарки жениху и его родителям.
     Сама свадьба обычно назначалась на субботний вечер и длилась до понедельника или вторника. Начиналась она раздельно у жениха и невесты (мальчишник и девичник). По селу посылались шаферы с вином приглашать людей на свадьбу. В воскресенье жених в сопровождении родных и друзей шел за невестой. Парни из ее квартала или села старались не пустить их в дом, перегораживая улицу или ворота и требуя выкупа. Откупившись от них, во двор входил только распорядитель свадьбы и обращался к родителям невесты с приветственной речью в стихах (колэкэрия). Родители невесты угощали пришедших вином и приглашали их в дом. Невеста с плачем прощалась с родителями, а распорядитель читал прощальные стихи, прося благословить вступающих в брак. После этого в сопровождении посаженных родителей свадебный кортеж направлялся в церковь, а оттуда - в дом жениха, где был накрыт свадебный стол. Здесь одаривали молодых. Молодежь во дворе устраивала танцы. Заканчивалась свадьба обрядом повязания головы молодой. Посаженная мать меняла ее девичью прическу на женскую и надевала ей на голову женский головной убор. С этой минуты она не могла показаться на люди простоволосой.
     Как видим, семейная обрядность долгое время сохраняла черты глубокой старины. Однако социалистические преобразования и подлинная культурная революция, совершившаяся в Румынии за годы народной власти, сказались и на народных обычаях. Так, с исчезновением социального неравенства исчезли и браки по принуждению. Регистрация брака в народном совете практически вытеснила церковное венчание. Как в городе, так и в селе свадьбы нередко устраиваются в домах культуры и клубах. Из свадебной обрядности исчезают обычаи, унижавшие достоинство женщины, но сохраняются те традиции, которые придают свадьбе особую красочность. Почти полностью миновала практика рожать детей дома. Этому способствовало повсеместное распространение родильных домов. Резко сократилась детская смертность. Заболевших детей теперь лечат в специализированных больницах и поликлиниках. Наблюдается отказ от крещения ребенка. Более стойко держатся погребальные обряды, но и здесь наметился сдвиг за счет распространения гражданских похорон.
     Еще до недавнего времени в сельских общинах сохранялись старинные нормы коллективной жизни. Общину составляли группы родственных семей (нямури). В отдельных областях страны, особенно горных, до первых десятилетий XX в. сохранялись неразделенные семьи, в которых все женатые сыновья оставались жить с родителями. Такие обычаи, как посиделки, трудовая взаимопомощь, способствовали сохранению коллективизма.
     

<< пред. <<    >> след. >>

Цена в интернет магазин подарков для мужчин киев в Украине на http://elitpodarok.com.ua/

 

 

(c) Культура и быт народов 2009-2012.

media56.ru

parkandfly.ru