Оно-но Комати

          - поэтесса IX в., причисленная к Роккасэн. Несмотря на необычайную популярность достоверных сведений о ней практически не сохранилось. Не известны ни годы жизни, ни место рождения и смерти, ни ее настоящее имя, ни родители. Кроме своего блестящего поэтического таланта, Комати славилась «небесной красотой», а также бессердечием и жестокостью по отношению к своим многочисленным поклонникам. Согласно преданиям, она была возлюбленной императора, однако из-за придворных интриг вскоре была отправлена в ссылку, где прожила до самой смерти. Существуют истории о том, что Комати, красота которой увяла, вышла замуж за безвестного охотника, родила сына, затем потеряла и сына, и мужа и закончила свою жизнь в нищете.
         Поэзия Оно-но Комати отличается изяществом, богата метафорами и омонимическими рядами, расширяющими смысловые возможности танка. По определению Ки-но Цураюки, «Оно-но Комати сродни древней принцессе Сотоори. Ее песни полны очарования, но в них нет силы. Это похоже на то, как если бы прекрасная женщина была снедаема печалью». Сегодня насчитывается около 117 стихотворений Оно-но Комати, но авторство многих из них не доказано. Ее стихотворения вошли во многие поэтические сборники Японии. Наибольшей популярностью пользуется следующее:
         Распустился впустую,
         Минул вишневый цвет,
         О век мой недолгий!
         Век не смежая, гляжу
         Взглядом долгим, как дождь.
          Пер. В. Санович
         Эпизоды из жизни Комати стали одной из самых популярных тем в литературе и искусстве. Так, еще в XIV в. два выдающихся драматурга Канъами (1333 - 1384) и Дзэами (1363 - 1443) написали для театра Но серию пьес о Комати, которые составили знаменитый набор «Нана Комати» («Семь историй об Оно-но Комати»). Из этих произведений до наших дней дошло лишь пять, два других известны только по сюжету или названию. В период Токугава сюжеты, связанные с Комати, переходят в кукольный театр (дзёрури), а затем в Кабуки. В 1727 г. была осуществлена первая постановка пьесы дзёрури, написанной Такэдэ Идзумо (1691 - 1756).
         В изобразительном искусстве наиболее популярны сюжеты Амагои-Комати (Комати, молящая о дожде) и Сотоба-Комати (Комати и надгробный памятник Сотоба). Первый является изобразительной версией легенды о том, как Комати во время жестокой засухи получила приказ императора сочинить стихотворное заклинание, способное вызвать дождь. Стихотворение было написано и прочтено. Тут же засверкали молнии, загремел гром, хлынул ливень, продолжавшийся три дня. Второй сюжет связан с последними годами жизни поэтессы. В одноименной пьесе рассказывается о встрече Комати во время ее скитаний по стране с двумя монахами секты Сингон и о ее догматическом споре с ними, в конце которого она раскрывает свое имя и рассказывает о своей горькой судьбе, объясняя ее как воздаяние за былую жестокость по отношению к людям, некогда ее любившим.
         В эпоху Токугава в гравюре укиё-э Оно-но Комати предстает, как правило, в образе элегантной аристократки эпохи Хэйан или в образе современницы - куртизанки из «веселых кварталов». Мастера нэцкэ, напротив, предпочитали образ странствующей поэтессы, подчеркивая ее старость и нищету.

 

(Источник: Культура классической Японии. С. Б. Рыбалко, А. Ю. Корнев, 2002)
 

 

 

Ссылка на эту страницу:

 

 

Rambler's Top100

 

Культура и быт народов 2009-2010. .