Тясицу- дом для чайной церемонии или специальная комната в большом здании. Конструкция чайного дома основана на принципах каркасного строительства. В особых сейсмических условиях, при жарком и влажном климате сложилась наиболее рациональная строительная система: легкий и упругий каркас, стены, не имеющие функции опоры, высоко поднятый над землей уровень пола, покатая кровля с широким свесом. Конструкция чайного дома, появившегося в конце XV - начале XVI в., не стала исключением. В интерьере тясицу сохранялись два главных элемента: ниша (токонома) и покрытый соломенными циновками (татами) пол. Размер чайного дома подчеркнуто скромен, даже минималистичен - от двух до четырех с половиной татами. В квадратном углублении пола (величиной в половину татами) помещался очаг, использовавшийся для церемоний в зимнее время. В самых первых чайных домах окон не было, и свет проникал лишь через вход для гостей. Со времен Рикю устройству окон, их размещению, форме и величине придавалось большое значение. Обычно небольшого размера, они располагались неравномерно и на разном уровне от пола, используясь мастерами чая для точной «дозировки» естественного освещения и его направленности на нужную зону интерьера.Токонома, как правило, находилась напротив входа для гостей. Помещенные в ней свиток или цветок в вазе становились ключевым знаком церемонии, определяя предполагаемый хозяином круг идей и ассоциаций. Чайный дом, сад, чайная утварь составляли единый ансамбль, в котором все детали служили визуальным выражением религиозно-философской концепции дзэн-буддизма, обретая метафорическое звучание.
Ссылка на эту страницу:
|
Культура и быт народов 2009-2010. .