Уки-э

          - пейзажи с перспективой. От слова «уки» (всплывать), то есть пейзажи, в которых передний план как бы «всплывает» на фоне. В уки-э использовались линейная перспектива и кьяроскуро (светотеневая моделировка). Как правило, проникновение подобных приемов в японское искусство связывают с влиянием европейской художественной традиции. Однако, как считает М. В. Успенский, не исключено, что первый импульс к созданию уки-э получен не прямо от западных произведений, а опосредованно - от китайских видовых гравюр, созданных под влиянием европейских образцов. В частности, ощутимо было воздействие так называемых мэганэ-э - (букв. картина (через) очки), в большом количестве создававшихся в провинции Сучжоу (Южный Китай). Они пользовались огромной популярностью в Японии и часто демонстрировались с помощью нодзоки-каракури (машины для разглядывания) - устройства, в котором картина сначала отражалась в зеркале, а затем укрупнялась увеличительным стеклом, для того чтобы усугубить перспективные сокращения и светотеневую моделировку и сообщить изображению трехмерность. Многие известные художники Японии в своем творчестве обращались к созданию мэганэ-э. К их числу принадлежат и Маруяма Окё, и Сиба Кокан, и Окумура Масанобу. Однако вскоре мастера-перспективисты по мере освоения законов линейной перспективы оставили подражание мэганэ-э и взяли за образец первоисточник - голландскую гравюру на металле.

 

(Источник: Культура классической Японии. С. Б. Рыбалко, А. Ю. Корнев, 2002)
 

 

 

Ссылка на эту страницу:

 

 

Rambler's Top100

 

Культура и быт народов 2009-2010. .