Города-государства доколумбовой Мексики

 

<< пред. <<    >> след. >>

     15 веков индейской цивилизации
     
     Мексиканские цивилизации появляются почти одновременно на рубеже нашей эры, возникнув на базе предшествующих культур архаического периода. В своем развитии они прошли два больших этапа: ранний, пли классический (рубеж н. э. — 900 г. н. э.), и поздний, пли постклассический (900—1521 гг.). К классическому этапу относятся наиболее яркие индейские культуры: теотихуаканская в Центральной Мексике, сапотекская в Оахаке, тотонакская в Веракрусе и майяская в Южной Мексике, Гватемале и Гондурасе. В конце I тысячелетия н. э. они погибли вследствие пока не выясненных причин (иноземные нашествия, внутренние социальные потрясения, упадок экономики, крупные передвижения этнических групп).
     В постклассическое время на руинах прежних центров мексиканских индейцев (Теотихуакан, Эль-Тахин, Монте-Альбан, города лесной равнинной зоны майя) возникают новые, быстро растущие города-государства.
     Испанские конкистадоры застали в XVI в. на территории Мексики три крупные индейские цивилизации: ацтекскую (нахуа) — наиболее могущественную из всех (в ее состав входили долина Мехико и современные мексиканские штаты Морелос, Идальго, часть Пуэблы), миштекскую (северная часть штата Оахака) и юкатанских майя. Последняя после краха «Майяпанской лиги» (XIII в.) и сменившего ее обширного, но непрочного государства во главе с династией Кокомов (XV в.) распалась на ряд мелких независимых государств («провинций»), которые вели между собой постоянные войны с целью захвата добычи и рабов. С приходом европейцев самостоятельное развитие индейских народов Мексики было насильственно прервано и над страной опустилась почти трехвековая ночь колониального рабства.
     Данная статья не ставит своей целью полное освещение всех важнейших археологических культур доколумбовой Мексики. Поэтому речь пойдет лишь о двух крупнейших раннеклассовых цивилизациях мексиканских индейцев — нахуа (Теотихуакан) и майя, существовавших на территории Центральной и Южной Мексики в I тысячелетии н. э.
     Изучение этих цивилизаций представляет для историка древности огромный теоретический интерес. «Города-государства Центральной и Южной Америки, — отмечает В. Н. Никифоров, — несравненно полней, чем скудные сведения о древнеегипетской или шумерийской цивилизациях, позволяют представить жизнь первых островков классового общества среди моря первобытнообщинного варварства, то и дело захлестывавшего эти островки». И действительно, ни в одном другом районе земного шара внутренняя структура первоначальных раннеклассовых государственных образований не документирована так хорошо, как в Мексике и Перу. Конкистадоры безжалостно уничтожили индейские цивилизации, но прежде чем это случилось, многие европейцы — очевидцы драматических событий конкисты или их современники (солдаты, монахи, путешественники, королевские чиновники, официальные летописцы и т. д.) успели оставить для потомков немало ценных документов, достаточно полно раскрывающих общий характер раннеклассовых государств доколумбовой Америки.
     Особенно повезло в этом отношении ацтекам; в меньшей степени освещены в испанских хрониках государства майя. Тем не менее уцелевшие до наших дней письменные источники (как испанские, так и индейские) дают достаточно прочную фактическую базу для изучения индейских цивилизаций Нового Света накануне появления европейцев (X—XVI вв.). Более того, используя ретроспективный метод, можно успешно реконструировать и социально-экономические порядки индейских государств, существовавших в I тысячелетии н. э. (классический период). Для этого достаточно «спроецировать» свет письменной эпохи на темные века мезоамериканской истории, представленные только археологическими находками. Это тем более оправдано, что сравнительно недавно мексиканские ученые убедительно показали не только поразительную культурную близость (известную и раньше) ацтеков и теотихуаканцев, но и их этническое родство. В результате подобных открытий мы имеем сейчас возможность широко использовать ацтекскую «модель» общества для сравнительного исследования внутренней структуры Теотихуакана, известного до сих пор только по археологическим данным. Аналогичная картина наблюдается и у майя, где достаточно полная характеристика индейских государств Юкатана X—XVI вв. может быть с успехом приложена к еще загадочным для нас классическим городам-государствам южной Мексики и Северной Гватемалы.
     На протяжении классического периода ведущую роль в истории Мезоамерики играли две цивилизации: теотихуаканская, созданная предками нахуа в Центральной Мексике, и майяская (Южная Мексика, полуостров Юкатан, Гватемала, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса).
     

<< пред. <<    >> след. >>

 

 

(c) Культура и быт народов 2009-2012.

media56.ru

parkandfly.ru