Города-государства доколумбовой Мексики

 

<< пред. <<    >> след. >>

     Социальная структура Теотихуакана
     
     Обилие храмов и дворцовых ансамблей в центральной части города отчетливо указывает на то, что именно этот район был местом обитания правящей верхушки местного общества — знати и жрецов. Предположительная локализация резиденции правителя Теотихуакана в районе «Сьюдаделы» весьма вероятна, учитывая и внешнее сходство этого комплекса с ацтекским «текпаном», и его центральное положение во всей системе городской планировки.
     На фресках из некоторых теотихуаканских дворцов мы видим не только богов и жрецов, но и персонажей в воинских доспехах, с оружием в руках (Теопанкашко). Здесь были найдены также терракотовые статуэтки воинов в шлемах наподобие головы орла, что очень напоминает изображения ацтекских аристократов-дружинников из военных орденов «Ягуара» и «Орла». По аналогии с мотивами искусства из других областей доколумбовой Америки эти данные могут служить косвенным подтверждением наличия в Теотихуакане светской военной знати, которой и принадлежало большинство известных сейчас пышных дворцов в центральной части города.
     Наличие привозных теотихуаканских вещей почти на всей территории классической Мезоамерики свидетельствует о существовании в городе многочисленной группы торговцев, видимо, профессиональных, поскольку дальние и часто весьма опасные торговые предприятия требовали специальной организации и навыков. В восточной и западной частях города удалось обнаружить постройки с преобладанием привозной керамики — майяской, тотонакской и сапотекской, на основании чего можно предполагать, что здесь жили какие-то иноземцы — торговцы, паломники или послы.
     К аристократическому центру примыкали тесно застроенные кварталы рядового населения Теотихуакана — ремесленников, земледельцев, охотников и т. д. Они жили в крупных компактных блоках типа Тламимилолпы — это целый комплекс различных помещений, разбитых вокруг прямоугольных внутренних двориков. Общая площадь Тламимилолпы 3500 кв. м, число комнат 176, двориков — 21.
     О развитии различных видов ремесла в городе свидетельствуют археологические находки. Значительная концентрация осколков обсидиана и готовых изделий из него, отмеченная в некоторых пунктах города (близ Пирамиды Луны, например), может служить косвенным подтверждением наличия ремесленных мастерских для обработки этого камня. Такие группы ремесленников, как гончары и мастера по обработке обсидиана (и других видов камня), видимо, жили обычно группами в особых кварталах наподобие ацтекских «гильдий».
     Одним из основных видов ремесла в Теотихуакане было, по всей вероятности, производство керамики. Всю массу керамических изделий можно условно разделить на две группы: керамику бытовую и керамику парадного и ритуального назначения. Первая, по крайней мере частично, могла изготовляться домашним способом, внутри отдельных семей, вторую производили специалисты-ремесленники. О массовом производстве керамики в эпоху расцвета Теотихуакана свидетельствуют остатки больших печей для обжига гончарных изделий, найденные в Аскапоцалько, а также обилие терракотовых статуэток стандартных типов, отлитых в специальных формах. Кроме того, в глиняных формах отливались и отдельные детали самой посуды: ножки, налепные украшения и т. д. Необычайная сложность и тонкость полихромных росписей на парадной посуде служат дополнительным доказательством того, что их мог сделать только профессиональный мастер. Среди других важнейших видов ремесла можно назвать производство каменных орудий и оружия, ткачество, плетение корзин и циновок, изготовление изделий из перьев (последнее подтверждается изображениями на фресках Теотихуакана персонажей высокого ранга в пышных головных уборах и одеждах из перьев).
     Всего в зоне древнего города, в основном в районе жилых кварталов, выделено свыше 500 вероятных мастерских ремесленников (гончаров, мастеров по изделиям из камня и раковин и т. д.).
     Однако основную массу рядового населения Теотихуакана составляли люди, связанные с земледелием. По подсчетам Р. Миллона их было до 75% всех жителей города.
     Долина Теотихуакана была населена оседлыми земледельческими племенами по крайней мере с начала I тысячелетия до н. э. Скромные по размерам селения занимали преимущественно участки на склонах холмов и гор. К 300 г. до н. э. здесь возник ряд небольших племенных союзов со своими центральными поселениями и более мелкими поселками земледельцев. Между 300 г. до н. э. и рубежом н. э. население долины быстро растет. Поселки перемещаются на аллювиальную равнину, и примерно половина всего населения долины концентрируется в пределах одного огромного административно-ритуального центра на месте будущего города.
     На протяжении этапа Потлачике (100 г. до н. э. — 1 г. н. э.) на территории Теотихуакана существовали два крупных и два небольших селения. Первые из них занимали площадь до 4 кв. км с населением до 5 тыс. человек. Здесь уже имелись монументальные культовые сооружения, ориентированные и спланированные, как и в позднейшую классическую эпоху, с восточной девиацией 15,5° от истинного севера.
     На следующем этапе — Цакуальи (Теотихуакан I; 1—150 гг. н. э.) перед нами огромный и динамичный центр с населением около 30 тыс. человек. Есть все основания утверждать, что наиболее крупные сооружения Теотихуакана — пирамиды Солнца и Луны — были возведены именно в этот период. Видимо, уже тогда город стал наиболее значительным политическим, культовым и культурным центром всей долины Мехико, подчинив себе не менее 500 кв. км окружающей территории.
     В течение этапа Миккаотли (Теотихуакан II; 150—250 гг. н. э.) Теотихуакан определенно сложился уже в качестве подлинного города, центра могущественного и процветающего государства. Расцвет его приходится на этапы Тламимилолпа и Шолальпан (Теотихуакан III; 250—650 гг. н. э.). По наблюдениям археологов, в этот период происходит дальнейшая концентрация населения долины в пределах города-метрополии. Число мелких селений и деревушек вокруг Теотихуакана значительно сократилось, что могло означать целенаправленную политику теотихуаканских властей по концентрации подвластного населения округи ближе к городу, т. е. вся территория долины Теотихуакана стала сельскохозяйственной округой, своего рода «житницей» гигантского города. Однако часть земледельцев долины, даже в условиях максимальной экспансии метрополии, продолжала жить в небольших сельских деревушках и селениях, очень похожих на современные ирригационные поселки.
     Если шире взглянуть на взаимоотношения Теотихуакана с окружающим миром, например со всей Центральной Мексикой, то картина получится достаточно впечатляющей. К середине I тысячелетия н. э. здесь, помимо самого Теотихуакана, существовали по крайней мере еще четыре достаточно крупных городских центра — Портесуэло, Амантла, Кальпулальпан и Чолула. В этих городах в изобилии представлены теотихуаканская керамика, статуэтки, архитектурные стили и т. д., что не только свидетельствует об общности культуры всего населения области, но и косвенно говорит об известной завпсимостн упомянутых четырех городов от своего более крупного и могущественного соседа. Видимо, эти центры были прежде столицами городов-государств, попавших позднее в подчинение Теотихуакану.
     

<< пред. <<    >> след. >>

 

 

(c) Культура и быт народов 2009-2012.

media56.ru

parkandfly.ru