Города-государства доколумбовой Мексики

 

<< пред. <<    >> след. >>

     Город-государство или «империя»?
     
     О том, что правители Теотихуакана проводили в I тысячелетии н. э. активную внешнюю политику и сумели различными способами распространить свое влияние на большую часть Мезоамерики, у нас имеется сейчас достаточно данных. Теотихуаканские терракотовые фигурки и керамика (Thin Orange, цилиндры-триподы на плоских ножках и т. д.) встречаются от Юго-Запада США до границ Сальвадора. Бесспорно влияние классической теотихуаканской культуры на население побережья Мексиканского залива (тотонаки), на сапотеков. Однако наиболее сложными и загадочными были взаимоотношения теотихуаканцев с жителями городов-государств майя. С одной стороны, типично майяские изделия (керамика, нефритовые украшения с резным орнаментом) обнаружены на территории самой метрополии. С другой — во многих городах майя встречаются теотихуаканские глиняные сосуды, предметы из зеленого центральномексиканского обсидиана, мотивы росписи и т. д. Более того, в Тикале, Йашхе и Копане представлены даже образцы монументальной теотихуаканской скульптуры (изображение бога воды и дождя Тлалока на майяских стелах) и архитектуры. Как объяснить все это?
     На мой взгляд, ключ к решению этой проблемы дает Каминальгуйю — важнейший культурный центр горных майя, находившийся на окраине столицы современной Гватемалы. В результате раскопок удалось выявить в местной культуре очень сильный теотихуаканский элемент. Речь идет не об отдельных чертах или отдельных предметах, а о целом комплексе черт и тысячах инородных вещей. В III—VI вв. н. э. в Каминальгуйю возводятся монументальные храмовые постройки из адобов в чисто теотихуаканском стиле и получают широкое распространение центральномексиканские мотивы искусства и религиозные верования, керамика, статуэтки. Степень влияния Теотихуакана на этот майяский город, удаленный от него на сотни километров, столь велика, что вряд ли можно говорить только о торговых или культурных контактах.
     Видимо, здесь имелись вторжение и установление господства теотихуаканцев над местным майяским населением. Известно, что ацтекские профессиональные торговцы — «почтека» часто служили передовым отрядом правителей Теночтитлана в ходе их военной экспансии против соседних народов. Не исключено, что и в данном случае мирные торговые контакты Теотихуакана с югом (перешеек Теуантепек, Гватемала) сменились прямой агрессией воинственных нахуа, стремившихся захватить ключевые пункты вдоль торгового пути из долины Мехико на Тихоокеанское побережье Гватемалы. Из Каминальгуйю — одного из таких ключевых пунктов — можно было проводить и дальнейшую военную экспансию, и выгодные торговые операции с другими городами майя. Скорее всего именно отсюда проникали теотихуаканские товары и культурное влияние в города лесных равнинных областей майя. Что же касается некоторых теотихуаканских черт в монументальной скульптуре и архитектуре Тикаля, то их появление может быть объяснено наличием в этом городе квартала теотихуаканских торговцев, живших по своему укладу и молившихся своим богам. О том, что случаи подобного рода не были чем-то из ряда вон выходящим, говорят примеры постклассического периода: квартал торговцев майя-чонталь в Нито на побережье Гондураса, квартал ацтекских «почтека» в Шикаланго на южном побережье Мексиканского залива.
     Таким образом, влияние и могущество Теотихуакана и созданной им культуры на территории значительной части Мезоамерики в I тысячелетии н. э. вряд ли подлежат сомнению. Однако остается во многом неясной структура самой теотихуаканской цивилизации. Что это — гигантская единая «империя», включившая всю Центральную Мексику, или просто сильный город-государство («ном»), подчинивший себе соседние автономные «номы» и сделавший их полузависимыми (выплата дани и т. д.)?
     

<< пред. <<    >> след. >>

 

 

(c) Культура и быт народов 2009-2012.

media56.ru

parkandfly.ru