Города-государства доколумбовой Мексики

 

<< пред. <<    >> след. >>

     
     
     Первоначально здесь были два самостоятельных города-государства, созданных двумя родственными племенами нахуа: на севере — Тлателолько, на юге — Теночтитлан. Оба они были тесно связаны между собой (географическая близость, историческое, культурное и этническое родство) и поддерживали постоянные ритуальные и экономические взаимоотношения до тех пор, пока более сильный Теночтитлан в 1473 г. не подчинил себе своего соседа.
     Тот факт, что оба города возникли и развивались на первых порах как политически независимые единицы, доказывается наличием двух одинаковых по структуре ритуально-административных центров, окруженных стенами: одного в Тлателолько, другого в Теночтитлане («священный», или «храмовый район», дворец правителя «текпан» и центральный рынок).
     В Теночтитлане наблюдается четкое разделение всех архитектурных компонентов, связанных с этим центральным ядром города. «Священный район» состоял из храмов, посвященных важнейшим богам ацтекского пантеона, жилищ жрецов и их слуг. Он был отделен от остального города высокой стеной. Отдельно, хотя и неподалеку от этого ритуального комплекса, стоял дворец «тлатоани», выполнявший функции главного центра светской административной власти. Он включал в себя личное святилище правителя, его жилые помещения, склады, арсеналы, комнаты для охраны и слуг и т. д. Дворец Мотекухсомы II занимал, например, площадь 2,4 га.
     Теночтитлан был разделен на четыре больших квартала, или, вернее, «района», образованных четырьмя улицами-«осями», которые, начинаясь у ворот «священного квартала», шли точно по странам света. В каждом из таких районов имелся свой крупный храм или даже целый храмовый комплекс, хотя об их характере и действительной величине мы знаем очень мало.
     Альварадо Тесосомок (XVII в.) упоминает о наличии в этих четырех районах особых построек «уэуэкаллис», где находились должностные лица — «вожди» (caudillos) или сановники с абсолютной властью (senores absolutos), управлявшие этими городскими делениями. «Уэуэкаллис» находились возле храмов на центральных площадях каждого из четырех районов, повторяя в меньшем масштабе структуру уже описанного выше главного ритуально-административного ядра Теночтитлана.
     Четыре района ацтекской столицы, в свою очередь, подразделялись на более мелкие территориальные единицы — «кварталы» (barrios, tlaxillacallis), которые часто носили те же самые имена, которые употреблялись для обозначения общин «кальпулли» — наиболее важной социально-экономической ячейки ацтекского общества. Как правило, в документах XVI в. индивидуумы, упомянутые в качестве членов данной «кальпулли», проживали в кварталах Теночтитлана с тем же самым названием (т. е. «кальпулли» аналогична городскому «кварталу»).
     Каждый такой квартал имел храм, где находилась статуя божества — покровителя квартала, школу (дом юношей), дом главы квартала — «кальпуллека» и центральную площадь, служившую местом для ритуальных обрядов и общих собраний жителей данной территориальной единицы и одновременно рынком. Хотя каждый квартал состоял из отдельных групп домов, или домохозяйств, у нас нет никаких фактов в пользу того, что они выступали когда-либо в качестве особой территориальной или административной единицы в структуре Теночтитлана. «Квартал», равный сельской общине-«кальпулли», — вот самое низшее и самое главное звено всей социально-политической системы ацтекского государства.
     По рисункам и описаниям хроник, рядовые жилища горожан имели форму обнесенного стенами участка, внутри которого размещалось несколько отдельно стоящих жилых построек, обращенных фасадами к внутреннему открытому дворику. Каждый такой комплекс занимал большесемейный коллектив, состоящий из старшей четы, их женатых детей (включая дочерей) и внуков. Женатая пара жила в одном однокомнатном или двухкомнатном здании. Кроме того, в состав домохозяйства входили отдельное здание кухни, паровая баня, зернохранилище и т. д. Эти жилые ансамбли Теночтитлана очень напоминают индивидуальные блоки-жилища внутри обширных домовых комплексов Теотихуакана.
     Члены «кальпулли» владели земельными наделами в составе большесемейных коллективов. Это не была, однако, частная собственность. Пользование землей ограничивалось рядом строгих правил, накладываемых советом общины, который состоял из глав домовладений (т. е. большесемейных коллективов). Надел нельзя было сдавать в аренду и продавать. Размеры участка уменьшались или увеличивались советом в соответствии с размером семьи. Права на землю терялись, если семья уходила из общины или не обрабатывала надел три года подряд. Во главе «кальпулли» стоял вождь, или предводитель («кальпуллек», «кальпулль»), хранивший у себя набор карт, фиксировавших границы земель, которые принадлежали общине. Он же служил посредником между членами «кальпулли» и центральной властью. Должность его была выборной, но кандидат всегда отбирался из одного определенного рода.
     Основные функции «кальпулли» в системе ацтекского государства включали в себя: во-первых, уплату налогов правителю города-государства либо трудом, либо продуктами ремесла и земледелия, для чего в каждом «кальпулли» имелся специальный участок земли, обрабатываемый сообща, урожай с которого шел в пользу правителя Теночтитлана; во-вторых, предоставление правителю города отдельного отряда воинов (200—400 человек) в случае военных действий. «Кальпулли» имела своего бога-покровителя с отдельным храмом для его культа, а также отправляла общинные ритуалы и празднества.
     Что же такое «кальпулли»? Определение ее сущности — ключ к пониманию структуры всего ацтекского общества. Сейчас можно уже констатировать, что мы имеем дело с территориальной соседской общиной, сохранившей много пережитков родовой общины. Ближайшей аналогией «кальпулли» может считаться перуанская «айлью» и нигерийская «агболе». Вполне очевидно, что термины «квартал» и «кальпулли» синонимы. По подсчетам А. Банделье, в четырех главных «районах» Теночтитлана было 20 «кальпулли» (на основе некоторых сведений из древних хроник, теночки начали миграцию в составе 20 общин). Фактически же к 1519 г. их насчитывалось гораздо больше. Известно, что каждая «кальпулли» строила у себя школу для юношей, а, по сообщению испанского монаха Саагуна, в столице ацтеков в каждом из четырех больших «районов» насчитывалось по 12—15 школ. Следовательно, общее число школ (48—60) может быть и общим числом «кальпулли». В «Кодексе Осуна» также упомянуто 60—70 «кальпулли» для Теночтитлана.
     На одной из индейских карт начала колониального периода («Piano en Papel de Maguey») изображен участок старой ацтекской столицы с домами и прилегающими территориями «чинамповых» огородов. Каждый домовый участок (здесь же указывалось и имя владельца) имел размеры около 500 кв. м (23 м в длину и столько же в ширину). Всего на карте показано примерно 400 домов на территории, равной 1/31 всей площади Теночтитлана. Если весь город имел аналогичный характер застройки, то, исключив из его площади рынки, общественные здания, храмы и дворцы, общее число жилищ в Теночтитлане составит около 10 тыс. — примерно 200 на 1 кв. км. Предположим далее, что каждый дом населяла одна малая семья из 5—6 человек. В этом случае население города составит 50—60 тыс. человек. Если же в домах жили большие семьи, то цифра увеличится вдвое (100— 120 тыс.).
     Таким образом, сопоставление классического Теотихуакана с постклассическим Теночтитланом открывает большие возможности для интерпретации на основе письменных источников «темных мест» теотихуаканской истории. Две гигантские метрополии Центральной Мексики, хотя их и разделяет многовековой хронологический разрыв, демонстрируют такое поразительное сходство в своей планировке, внутренней структуре и архитектурном воплощении, что речь может идти только о прямой культурной преемственности между различными группами индейцев нахуа.
     Нам остается добавить, что, судя по археологическим данным, Теотихуакан погиб в эпоху наивысшего расцвета (450—650 гг. н. э.). Гибель наступила довольно быстро, в результате насильственного разрушения. Кто же уничтожил одну из величайших столиц Мезоамерики, мы не можем пока сказать. Могли восстать низы теотихуаканского общества — земледельцы, ремесленники и рабы, хотя более правдоподобным кажется вторжение извне чужеземных племен. Теотихуакан, подобно древним земледельческим цивилизациям Средней Азии, Индии и Китая, постоянно ощущал давление варваров на свои северные границы. Один из успешных неприятельских рейдов внутрь страны мог закончиться захватом и разрушением этого крупнейшего культурного центра Мексики.
     

<< пред. <<    >> след. >>

пежо 508 цена

 

 

(c) Культура и быт народов 2009-2012.

media56.ru

parkandfly.ru