Города-государства доколумбовой Мексики

 

<< пред. <<    >> след. >>

     Тикаль
     
     Если в Центральной Мексике сам факт существования городов-государств начиная с первых этапов зарождения цивилизации не вызывает сомнений, то с городами майя в I тысячелетии н. э. все обстоит гораздо сложнее. И сейчас еще многие исследователи отрицают наличие «настоящих городов» у майя классического периода, объявляя все их крупные населенные пункты только «ритуальными центрами». Другие ученые, признавая факт существования городов на территории Юкатана в X—XVI вв., связывают это с влияниями тольтеков, вторгшихся на земли майя в X в. н. э. Наконец, объясняют отсутствие у майя городов в I тысячелетии н. э. следующим: появление древней городской цивилизации связано только с ирригационным интенсивным земледелием, которое издавна существовало в Центральной Мексике. Поскольку майя в основном практиковали экстенсивное подсечно-огневое земледелие, то на их территории не было достаточной концентрации населения, следовательно, не было подлинных городов. У них господствовала якобы иная система — не города-государства, а ритуальные центры, где постоянно жили лишь жрецы, правители, их слуги. Их обеспечивали «окрестные» деревушки земледельцев.
     В итоге сложилась парадоксальная ситуация: классическая культура майя с ее широко известными памятниками монументальной архитектуры, скульптуры и живописи, с высокоразвитой системой иероглифического письма и сложным календарем оказалась «на задворках» мезоамериканских цивилизаций — без городов и развитого общественного строя. Между тем хорошо известно, что в эпоху древности именно города были основными центрами цивилизации в социально-политическом, экономическом, культовом и культурном плане. Часто сам факт наличия городов определяет и наличие цивилизации. И совсем не случайно американский археолог Г. Уилли, развивая свой тезис об отсутствии у майя в I тысячелетии н. э. черт подлинного урбанизма, пришел в конце концов к заключению, что там не было и цивилизации, а наблюдался лишь «процесс перехода» от военной демократии к государству.
     Это заставляет нас еще раз очень тщательно рассмотреть проблему наличия городской цивилизации в низменных тропических областях майя на примере Тикаля — наиболее крупного и наиболее изученного памятника классической эпохи.
     Тикаль находится на севере Гватемалы в департаменте Петен, в зоне влажных тропических лесов, занимая широкую известняковую равнину, пересеченную цепями каменистых холмов, болотами и оврагами. Осадки (до 135 см в год) выпадают здесь преимущественно в дождливый летний сезон (с июня по декабрь). Постоянных источников воды, кроме влажных болотистых низин, здесь нет, и, видимо, в древности, в сухое время года жители города пользовались водой, собранной во время дождей в искусственные резервуары. Судя по данным пыльцевого анализа, за последние 2 тыс. лет климат не претерпел здесь сколько-нибудь существенных изменений.
     Древнейшие следы пребывания человека на территории Тикаля относятся к первой половине I тысячелетия до н. э. Если же исходить только из дошедших до нас календарных дат по эре майя, запечатленных на каменных монументах города, то он существовал с 292 г. (стела 29) до 889 г. н. э. (стела 11).
     В 1956—1967 гг. в Тикало работала археологическая экспедиция Музея Пенсильванского университета (США). Была составлена подробнейшая карта всех руин, видимых на поверхности на площади примерно 16 кв. км, и произведены раскопки в различных районах города.
     При взгляде на карту видно, что в момент своего наивысшего расцвета (VIII в. н. э.) Тикаль занимал довольно значительную территорию и состоял из двух четко выраженных частей: политико-административного и ритуального центра (2—2,5 кв. км) и районов интенсивной жилой застройки вокруг него (7—7,5 кв. км). В пределах центрального ядра, разбитого вокруг главной площади города, сосредоточены почти все крупные общественные здания — храмы и дворцы (около 300), основная часть резных монументов (стел, алтарей и притолок), все известные до сих пор пышные захоронения. Важнейшие ансамбли построек соединены между собой широкими каменными дорогами-дамбами. Постройки здесь либо стоят на высоких пирамидальных основаниях, либо группируются на вершинах искусственных и естественных холмов с крутыми откосами — «акрополях». Наличие «акрополя» (или нескольких) — характерная черта планировки почти всех крупных классических городов Центральной области майя.
     Жилые районы Тикаля распадаются на отдельные скопления и группы построек, общее число которых точно не установлено. Есть там и отдельные ритуально-административные здания второстепенного (по сравнению с центром) значения. Очаговый характер планировки Тикаля объясняется прежде всего изрезанным рельефом местности — наличием большого числа болотистых низин, оврагов и холмов. Здесь нет и не могло быть длинных прямых улиц. Основной связующей единицей, вокруг которой группируются все жилые постройки, служил прямоугольный дворик, ориентированный по странам света. Общее число жилых построек в каждом таком микроансамбле колеблется обычно от 2 до 5. Это дает основание предполагать, что данная группа является археологическим отражением большесемейного домохозяйства, состоящего из нескольких парных семей (отец, мать, их женатые дети и внуки). Несмотря на внешне беспорядочное расположение жилищ на местности, их число, во-первых, увеличивается по мере приближения к центру, а во-вторых, они ставятся в подавляющем большинстве случаев лишь на сухих возвышенных местах, облегчавших естественный дренаж в сезон дождей (поэтому в болотистых низинах никаких признаков застройки не обнаружено). Индивидуальные жилища Тикаля, обычно группирующиеся по 2—3—5 в пределах одного домохозяйства, имеют тенденцию концентрироваться в более крупные территориальные объединения (от 17 до 33 домов), где отмечено также наличие небольшой нежилой постройки «дворцового» типа с ритуальными приношениями в тайниках и небольшого храма. Общая численность населения такой «группы» составляла, по-видимому, несколько сотен человек. Все описанное, а также присутствие локальной общественной постройки и храма напоминает «квартальные» деления ацтекской столицы. Важно отметить, что в отличие от других крупных городов майя I тысячелетия н. э., например Алтар-де-Сакрифисьос, Вашактун, где налицо все признаки «кочующего» в пределах городских границ политико-административного центра (что связано, вероятно, со сменой царских династий и строительством в связи с этим новой резиденции и сопутствующих ей храмов), в Тикале основной центр всегда оставался неизменным — в районе Главной площади и прилегающих к ней участков (Северный и Центральный «акрополи» и др.).
     

<< пред. <<    >> след. >>

 

 

(c) Культура и быт народов 2009-2012.

media56.ru

parkandfly.ru