Культура колониальной Венесуэлы

 

 

 

Начало статьи

 

 

 

 

>> след. >>

     Культура колониальной Венесуэлы
     
     В. Н. Селиванов
     "Культура Венесуэлы", 1984

     
     
     Первыми европейцами, увидевшими землю нынешней Венесуэлы, были моряки с кораблей Колумба. В августе 1498 г. великий мореплаватель, миновав пролив Бока-де-ла-Сьерпе и направившись на север, оказался около вершины Патао на восточной оконечности гористого п-ова Пария, отделяющего залив Пария от Карибского моря.
     Именно здесь, на южном берегу полуострова, испанцы встретили местных индейцев. Колумб записал: «Туземцы... стали подходить к кораблям на бесчисленном множестве каноэ, и у многих висели на груди большие куски золота, а у некоторых к рукам были привязаны жемчужины».
     В 1499—1500 гг. Алонсо де Охеда совершил плавание вдоль всего побережья страны с востока на запад. Дойдя до п-ова Парагуана, испанцы увидели над водой большой поселок свайных хижин. Обширный залив к западу от полуострова был назван ими заливом Венесуэла, что по-испански значит «Маленькая Венеция»; это название позднее распространилось на весь южный берег Карибского моря между полуостровами Пария и Гуахира, а потом и на всю страну.
     В 1520 г. конкистадор Себастьян де Окампо основал первое на южноамериканском материке поселение Нуэва-Толедо (с 1569 г. Кумана). Вслед за тем были основаны Коро и другие поселения, откуда испанцы начали продвижение в глубь страны.
     Однако они не встретили здесь ничего подобного тому, что обнаружили Кортес в Мексике и Писарро в Перу: ни государств с развитой организацией и культурой (как у ацтеков и инков), ни изобиловавших сокровищами городов. Многочисленные, издавна обитавшие на этой территории индейские племена — араваки, карибы, гуахиро, тимото-куйска и др. — жили первобытными общинами, занимаясь охотой, рыболовством, порой примитивным земледелием.
     Что касается драгоценных металлов, то первые многообещающие известия Колумба не оправдали ожиданий. Правда, испанцы, продвигавшиеся в лихорадочных поисках золота по течению рек, спустя несколько лет обнаруяшли места, где в речном песке содержался драгоценный металл, и начали разрабатывать их руками обращенных в рабство индейцев.
     Испанская колонизация Венесуэлы, развивавшаяся, в общем, подобно тому, как это происходило в других районах Америки, была прервана в 1528 г., когда император Карл V заложил бОльшую часть территории страны немецкому банкирскому дому Вельзеров, получив взамен средства, необходимые для покрытия долгов. Посланные Вельзерами в Венесуэлу немецкие авантюристы оставили мрачный след в истории страны беспощадной жестокостью в обращении с индейцами и безуспешными поисками богатых городов Мета и Омагуа, существовавших, по поверью, во внутренних областях.
     В 1556 г. права Вельзеров «открывать, завоевывать и населять» новые земли были аннулированы и дальнейшую колонизацию страны снова продолжили испанцы. Как немцам, так и испанцам вначале казалось, что найденные в Венесуэле золотые россыпи сулят быстрое обогащение. Однако открытые в тот период месторождения оказались бедными, и это явилось одной из главных причин сравнительной вялости испанской колонизации страны.
     Однако земли Венесуэлы оказались удивительно подходящими для возделывания — на основе полурабского труда индейцев — таких ценнейших культур, как сахарный тростник, табак и особенно какао, а местная саванна (льянос) с ее сочными травами давала огромные возможности для разведения скота. Крупнейший венесуэльский просветитель Андрес Бельо (1781—1865) писал: «Вначале Венесуэла не имела тех качеств, которые делали привлекательными для испанцев другие страны Американского континента. Ее рудники не влекли испанские флоты и галеоны к ее портам, а плоды ее земли много позже стали известны в метрополии; но мы знаем, что, несмотря на эту замедленность, едва лишь ее сельское хозяйство стало развиваться, плоды ее примитивного земледелия стали иредпочитаться на всех рынках и какао из Каракаса стало высоко цениться в той самой стране, откуда оно впервые было завезено в Венесуэлу. Правда и то, что правительство Испании мало обращало внимания на те ее владения, в которых не было драгоценных металлов, привлекавших Европу в первое время после открытия Америки, и Венесуэла с одним своим какао мало значила в системе торговли Нового Света; все внимание испанского правительства занимали Мексика и Перу, они же поглощали все товары испанского производства... В течение многих лет Испания получала каракасское какао из других стран... не позволявших метрополии непосредственно получать драгоценные плоды долин Венесуэлы».
     Итак, на протяжении двух первых веков (XVI—XVII) колониального периода истории Венесуэла была одним из самых «глухих углов» обширной колониальной империи Испании. Даже в административном отношении она подчинялась аудиенсии Санто-Доминго.
     Зависимое положение отражалось и на состоянии культурной жизни в Венесуэле, развивавшейся под сильнейшим влиянием окрашенной религиозной мистикой испанской культуры, не обнаружившей здесь сколько-нибудь заметного встречного культурного влияния. В то время как в Мехико, Лиме, Санто-Доминго уже существовали университеты, создавались оригинальные литературные произведения, формировались школы в изобразительном искусстве, просвещение в Венесуэле замыкалось стенами монастырей францисканцев и доминиканцев, иезуитскими миссиями. Первые шаги к учреждению в стране начального образования, о которых сохранились упоминания в исторических источниках, также сделало католическое духовенство. Так, известно, что в 1600 г. в Трухильо имелась начальная школа, где учителем был маэстро Хуан Ортис Гобантес, а учредил ее епископ г. Коро Педро де Агреда.
     Большой редкостью в Венесуэле XVI—XVII вв. являлись книги, особенно светского содержания. Дозволялся ввоз катехизисов, библий, молитвенников, литургических наставлений. Что касается литературы другого рода, то установлением 1534 г. строжайше запрещался ввоз в колонии «романов, в которых речь идет о вещах непотребных и историях вымышленных». Королевский указ 1585 г. специально требовал присутствия при досмотре кораблей доверенных лиц епископов и архиепископов, дабы установить, не провозятся ли запрещенные книги.
     В начале XVIII в. Испания входит в круг держав просвещенного абсолютизма; она осуществляет ряд политических, экономических и идеологических мероприятий для продления господства феодального правящего класса, предпринимает некоторые шаги, чтобы спасти колониальную империю, находящуюся в состоянии развала. Для испанских владений в Америке были ослаблены многочисленные ограничения торговли. Под влиянием господствовавших в тот период воззрений экономистов-меркантилистов правительство метрополии по-новому стало оценивать сельское хозяйство в колониях, видя в его успехах прямую выгоду для себя.
     Все эти новые веяния в колониальной политике Испании XVIII в. способствовали тому, что Венесуэла из разряда заштатной колонии мало-помалу выдвигается на первый план.
     

>> след. >>

 

 

(c) Культура и быт народов 2009-2014. (10v)

media56.ru

parkandfly.ru