Культура Албании: традиции и современность

 

 

 

 

 

продолжение

 

 

<< пред. <<    >> след. >>

     
     
     Городская жилая застройка носит следы нескольких эпох. Скученные кварталы, прорезанные узкими кривыми улицами, напоминают о византийском времени; расположение домов в глубине дворов за глухими заборами из сырцового кирпича - о турецком. Среди старых домов много одноэтажных, но преобладают двухэтажные. Под некрутыми черепичными крышами на уровне второго этажа тянутся открытые балконы. В домах Берата, Корчи и некоторых других городов верхний этаж выступает над нижним, образуя закрытый балкон-эркер. Такой тип жилой постройки сложился в турецкую эпоху.
     В домах зажиточных горожан в эркерах обычно располагалось парадное помещение, вдоль его стен тянулись диваны, стены покрывала многоцветная живопись - обычно букеты цветов, виды Стамбула. Деревянные потолки, дверцы стенных шкафов покрывались искусной резьбой. Камины, украшенные деревянной резьбой, а с XIX в. гипсовой лепкой, стали своего рода символом респектабельности: выражение «большой камин» означало «сильная, богатая семья».
     Ковры в албанском быту не представляли предметов роскоши: они были весьма необходимы в этих плохо обогревавшихся каминами или мангалами (жаровнями с углями) домах, особенно в холодное, влажное время года. И в скромных жилищах необходимо было покрывать пол, спальные места всевозможными ковровыми изделиями или хотя бы циновками из камыша. Тем более что почти повсеместно (кроме европеизированного городского дома) было принято сидеть и спать на полу. Ели за низким круглым столиком (софра), усевшись на полу и скрестив ноги «по-турецки».
     Итальянские оккупационные власти выстроили в городах Албании, особенно в столице, жилые здания так называемого колониального стиля - изящные небольшие виллы. После освобождения республика стала энергично расширять жилой фонд. В 1950 гг. среди новостроек преобладали 3-5-этажные многоквартирные дома, светлая окраска которых и большие балконы-лоджии соответствовали теплому климату. В последние десятилетия появились более высокие здания современного типа.
     В истории развития всех видов художественного творчества в Албании, будь то прикладное или профессиональное изобразительное искусство, музыкальное, песенное или танцевальное творчество, народная поэзия или профессиональная литература, четко различаются три неравновеликих периода: первый - с древнейших времен до второй половины XIX в., когда творческие силы народа находили проявление во всех видах фольклора (в самом широком смысле), мастера оставались по большей части безвестными, образованность и профессионализм были привилегией очень ограниченного числа людей; второй период включает эпоху албанского Национального возрождения (вторая половина XIX в.) и период буржуазного развития страны, когда происходил медленный и робкий поворот албанской культуры в сторону европейских образцов; третий период начался со времени освобождения страны от фашистских оккупантов и провозглашения народной республики.
     Самым древним художественным промыслом албанцев надо признать художественную обработку серебра - искусство, уходящее своими корнями в иллирийскую эпоху. Художественное литье практиковалось в Эльбасане (поясные пряжки, накладки на оружие и др.), в Тиране и Шкодере изготовляли филигранные украшения мужского и женского туалета: цепочки, подвески, серьги и т. п. Ныне мастера объединены в артели, их изделия, следуя старинным образцам в орнаментике, в функциональном отношении отвечают требованиям современной моды. Кустарное производство шерстяных тканей породило и искусство ковроделия, которое сохранилось до наших дней. В Албании изготовляют большие безворсовые ковры - килимы (в районе Корчи) и пушистые яркие велендзы. Небольшими ворсовыми ковриками - санджаде славятся местности Люма, Курвелеш, приморье. Ткут и покрывала на подушки, женские сумки, многие другие бытовые предметы. В геометрическом орнаменте албанских ковров преобладают теплые, сочные тона. В изображениях змей и птиц можно усмотреть отголоски древних религиозных верований.
     Столь же древними являются сочетания геометрических фигур, которыми пастухи, бродя в горах со стадами, покрывали свои посохи, трубки, а также прялки и другие предметы быта. Профессионалы-резчики работали долотом. Из тонких сосновых, толстых ореховых досок или же из дуба они создавали изящные композиции - переплетение ветвей, листьев, виноградных лоз. Их изделия украшали жилые дома (потолки, дверцы шкафов), церкви (иконостасы, царские врата) и мечети. После расцвета резьбы по дереву в XVII - XVIII вв. начался упадок этого искусства. В XIX в. его сменила гипсовая лепка. Единственный вид художественной обработки дерева, который сохранился сейчас, - вытачивание мундштуков для сигарет и прочих мелких предметов обихода на токарном станке и расцвечивание их пестрым полихромным орнаментом. Этими изделиями пользуются сами албанцы, их раскупают туристы.
     

<< пред. <<    >> след. >>

 

 

(c) Культура и быт народов 2009-2014. (10v)

media56.ru

parkandfly.ru